статьи |
Самое желанное состояние, когда понимаешь, что обязательно сделаешь еще что-нибудь хорошее
Петербургская актриса - заметная звезда на театральном и кинематографическом небосклоне, потому что каждая ее роль - это яркая вспышка, это свет, излучаемый обаятельным человеком и профессионалом своего дела. Так в Дарье сложились эти дары, позволяющие жить на сцене. Ее талант - это одновременно простота и глубина, мягкость и сила, поэтому ей доступны самые разноплановые роли на театральных подмостках и в кино.
Фильм 'Брат-2' сделал ее популярной и узнаваемой. Молодежный театр, где она играет, дает ей возможность высказать о себе то, чему зритель внимает и верит. Вот почему аншлаги и цветы, как отзыв на творчество, - справедливая награда театру и лично актрисе Дарье Лесниковой. А вот откуда берутся такие звезды?
В том, что я стала актрисой, нет ничего удивительного: я все детство провела за кулисами: мой отец был актером, и мама - тоже. Я и в школе практически не бывала, и училась плохо, потому что все время проводила в театре: все репетиции, спектакли, банкеты - везде меня брали родители с собой. И всегда мечтала стать такой же, как мама. После школы я, конечно же, хотела поступать в театральный институт, и я могла бы учиться в Москве, где были у нас знакомые, но я маме сказала, что по блату никуда не пойду и поеду в Питер. Здесь никого у меня не было, но я пришла и поступила с первого раза на курс к Александру Николаевичу Куницыну.
А где именно прошло такое счастливое детство?
Театральное детство прошло на берегу Азовского моря, в городе Жданове, теперь - Мариуполь. Туда родители со мной переехали из Томска, когда мне было чуть больше года. Кстати, моя мама до сих пор работает в Мариупольском театре.
И вот из теплого южного городка Вы попали в огромный город. Как встретили вас здесь, и что особенно запомнилось?
Я приехала с маленьким клетчатым чемоданчиком, не зная, где находится Театральный институт. Чтобы успеть к экзаменам, я даже пропустила выпускной вечер в школе. Как сейчас помню: в Мариуполе было так тепло, а приехала я сюда - так холодно, и теплых вещей у меня не было. И вот с вокзала я целенаправленно пошла в городскую справку, узнала адрес института, приехала туда и записалась на консультацию. Сейчас я даже поражаюсь мужеству себя тогдашней, семнадцатилетней, но это, видимо, и судьба мне помогала, ведь корни-то нашей семьи здесь, мои родственники когда-то уехали из блокадного Ленинграда: И вот начались экзаменационные туры, и это я тоже хорошо помню, как после каждого из них высылала домой телеграмму: 'Мама, я прошла первый тур... Мама, я прошла второй, третий: Мама, я поступила!'
То, что все так сложилось результат ли Вашей огромной работы над собой, или какого-то особого дара, или везение?
Знаете, ведь я приехала с одной басней, одной прозой: Положено ведь не так готовиться к экзаменам. А мне тогда мама сказала: 'После школы я тебя отпускаю прокатиться в Ленинград, посмотреть, что это такое'. То есть для меня это должна была быть такая прогулка, отпуск. И то, что я попала в институт, - это счастливая судьба. Я с самого начала почувствовала, что у меня все получается, особых трудностей я не испытывала.
Значит, в Вашей жизни большое значение имеет судьбоносная случайность?
Да, в моей жизни очень многое - счастливый случай. Случайно я попала в Молодежный театр, хотя сначала ведь мечтала, окончив институт, приехать домой и работать в Ждановском театре. Это на тот момент был очень хороший театр. Главным режиссером там работал Александр Кадырович Утеганов. Кстати, с этим именем связана одна история, которая тоже показывает, насколько жизнь полна неожиданностей. Потому что сейчас его сын, который тоже закончил нашу Академию, ставит в нашем театре спектакль 'Отелло'. Мы с ним в Мариуполе все детство вместе провели. А в свое время наша семья оказалась в Мариуполе потому, что из Томска Утеганова перевели туда в театр главным режиссером, и мама с папой поехали за ним.
Так как же выглядел тот случай, что привел Вас в Молодежный Театр?
И я бы уехала домой, если бы однажды не пришла на спектакль 'Дорогая Елена Сергеевна' Семена Яковлевича Спивака, который тогда руководил 'Молодым Театром', а затем стал главным режиссером Молодежного театра на Фонтанке. И я влюбилась в этот театр. Но понимала, что попасть туда непросто: были там свои организационные сложности. И снова случай: уж не знаю, каким ветром его занесло на мой дипломный спектакль в Учебном театре 'Двенадцатая ночь' Шекспира. Он смотрит наш спектакль и после приглашает меня в свой театр. И вот уже двенадцать лет я работаю в Молодежном театре на Фонтанке со Спиваком.
Что привело Вас в кино?
Точно так же - случайно - все и с кино произошло. Я как-то невзначай пришла к режиссеру Алексею Балабанову на пробы к фильму 'Про уродов и людей'. Мы с ним поговорили и остались друг другом очень недовольны. Как-то сидели оба с недобрым видом, я еще жевала жвачку, он мне сделал замечание, а я сказала: 'Я хочу жевать жвачку и жую'. Вот так мы и расстались. Потом бежал за мной по коридору помощник режиссера и утешал: 'Вы только не расстраивайтесь, Вы все равно очень хорошая актриса'. И вдруг Балабанов перестал искать на эту роль других актрис и пригласил меня. После съемок этого фильма у нас наконец-то настал момент взаимопонимания, и он предложил мне сняться у него в 'Брате-2'. И уже за год до начала работы над этим фильмом я знала, что буду там сниматься.
Вряд ли кто-то не знает о фильме 'Брат-2', а вот 'Про уродов и людей' - кино совсем иного языка, не всеми принимаемого. Какой из них Вам дороже?
'Про уродов и людей' - это был мой дебют в кино, я очень волновалась за эту работу. Конечно, и 'Брат-2' не показался легким фильмом, но тогда я впервые столкнулась со спецификой работы в кино, да еще с таким режиссером, как Балабанов, - а он очень сложный, своеобразный. После я уже работала и с другими режиссерами - со Снежкиным, с Макаровым, с Ясаном, с Титовым, и могу сравнивать. А фильм этот мне сложно оценивать, потому что это мое родное. Ну вот моя мама сказала, что лучше фильма она в своей жизни не видела, а брат сказал, что хуже фильма не видел. Балабанов на это сказал: 'У тебя продвинутая мама, а брат - нет'.
Как бы Вы охарактеризовали своих героинь в этих фильмах?
Даша, которая Мерилин, - она хорошая, а Груня - она плохая. Хотя в каждом человеке есть разные стороны личности, но вот, наверное, в Груне - на первом месте, наружу, все самое отрицательное. Хотя оценить очень сложно.
Может быть, такие, трудно поддающиеся оценке персонажи, это не отдельные личности, а некие обобщения, силы?
Да, я думаю, что так. Ведь Балабанов сам дает зрителю разобраться, кто они, представленные персонажи. Вот хотя бы эти мальчики- уроды, может быть, они там единственные люди среди всех. Поэтому персонажей определить трудно. И играть приходиться действительно какую-то силу, судьбу. В принципе, и в 'Брате-2' тот же смысл, только воплощенный другими средствами.
Много ли зависит лично от Вас в создании кино- и театрального образа?
В кино персонажа придумывает режиссер, а я существую как человек, воплощающий его задумку. И я не знаю, что в итоге получится, как смонтируют те фрагменты, в которых я участвую. Я, может быть, в этот момент ничего и не играла, а он увидел мой взгляд, и та секунда, запечатленная пленкой, потом в картине сыграла на его замысел, приобрела значение. Я порой не понимаю, что происходит на съемочной площадке, что ради чего делается. А в театре мне надо проживать жизнь от начала до конца. Поэтому я несу полную ответственность, а за кино я ответственности не несу, ее несет режиссер, а я потом лишь смотрю и думаю, я это или не я. А все героини в театре похожи на меня. Актер вместе с режиссером рождает на репетициях спектакля эту судьбу, ведь моменты, которые переживает моя героиня, переживала и я или, по крайней мере, имею представление о том, что она в этих обстоятельствах чувствует.
Расскажите о Ваших ролях в телесериалах.
Чтобы сняться в большом сериале, в роли, которая переходит из серии в серию, у меня такого не было. Были роли, ограниченные одной серией: меня по сюжету, например, сажают в тюрьму. Или сам сериал закрывается по каким-то нехудожественным причинам, как случилось с фильмом Леонова-Гладышева 'Дом надежды'. Эта интересная роль была у меня сразу после 'Брата-2'. Я играла несчастную журналистку, эдакого 'мальчика в юбке', но страшно по-женски страдающей от одиночества. Она приходит брать интервью в агентство знакомств 'Дом надежды', но мечтает еще и устроить свою судьбу. Вот только я успела рассказать в одной серии 'свою' печальную историю, фильм закрыли. Недавно прошел на РТР сериал 'Агентство НЛС', я играла там авантюристку Надю, которая попыталась незаконно продать чужую квартиру, за что ее посадили в тюрьму. У замечательного режиссера Сергея Снежкина я снялась вместе с замечательной актрисой Диной Корзун. У нас были совместные четыре съемочных дня, о которых у меня остались только самые лучшие воспоминания, а с Диной работать было одно удовольствие. И со Снежкиным было полное взаимопонимание, он доходчиво объясняет, что нужно делать. А до 'Брата' я ведь была в одной из серий первых 'Ментов', которую снимал Евгений Татарский.
Даша, Вы профессионал своего дела, искусства сцены и кино, многое умеете, все уж, наверное, знаете. А бывает ли хоть иногда страшно выходить на сцену?
Да я всегда волнуюсь, когда на сцену выхожу. Всегда чувствую ответственность: 350-400 человек, которые пришли и ждут. Или в кинозале, когда идет показ фильма, и все на тебя смотрят. Я должна была бы привыкнуть, но думаю, что никогда не привыкну. Самое желанное для артиста состояние, когда ты понимаешь, что еще не сделал всего, а лишь поднимаешься по ступенькам и обязательно сделаешь еще что-нибудь хорошее.
А кто из Ваших однокурсников по Театральному Институту тоже делает что-то хорошее на радость зрителю?
Я училась вместе с Олегом Погудиным, прекрасным певцом, которого называют 'Серебряным голосом', и я очень этим горжусь. Училась вместе с Евгением Дятловым, который снялся во множестве фильмов, работает в Театре Сатиры и играет у нас в спектакле 'Дни Турбиных'. Зоя Буряк тоже моя однокурсница. Я считаю, что она потрясающая актриса.
Сложно ли было общаться на съемочной площадке со знаменитыми актерами, например, с Сергеем Маковецким?
Это замечательный человек. Я пришла на съемки 'Про уродов и людей', он сказал: 'Привет', я сказала: 'Здравствуйте', и мы подружились. Точно также произошло с Витей Сухоруковым. Я же раньше не была с ним знакома. Когда мы впервые встретились на съемках, и он со мной поздоровался, у меня было такое ощущение, что мы старые приятели. Он сразу перешел на 'ты', сказал: 'Какая у тебя гениальная роль'. И я подумала: 'Какой ужас, мы с ним знакомы, уже общались много-много лет когда-то, а я его забыла'. Потом только выяснилось, что я его видела в первый раз и он меня тоже. Теперь мы постоянно контактируем, и я страшно жалею, что его забрали в Москву. А ведь у нас он ничего практически не играл, не ценили совсем.
А Вас ценят?
Я считаю, что да. У нас очень хорошие отношения в театре с Семеном Спиваком, мы друг друга понимаем, у нас получился такой тандем, какой должен быть у актера с режиссером.
Значит это и есть счастье востребованности актрисы. Ведь вы заняты в двух новых спектаклях театра:
Пьеса Жана Кокто 'Священные чудовища' об артистах. В нашем сценическом воплощении это сплав драмы, клоунады, трагедии, комедии, мелодрамы. У меня очень интересная роль актрисы, которая разрушает судьбу другой актрисы, очень талантливой, но которая уже перестала ощущать, что такое жизнь, потому что у нее все есть, чувства ее притупились, заплыли жиром. А у меня нет ничего. И вот я разрушаю ее покой, заставляю ее по-новому чувствовать. В 'Отелло' я играю Дездемону. Очень интересно работать с Алексеем Утегановым, который очень любит наш театр, и вот ему доверили постановку. Сначала Семен Яковлевич Спивак отнесся к этой авантюре настороженно, но разрешил попробовать. Мы попробовали, показали ему, и теперь он нам всячески помогает. Это будет спектакль о современных людях в вечных обстоятельствах, и мы попытаемся сказать об этом стихами Шекспира.
Ольга КРАСНОВА
Фильм 'Брат-2' сделал ее популярной и узнаваемой. Молодежный театр, где она играет, дает ей возможность высказать о себе то, чему зритель внимает и верит. Вот почему аншлаги и цветы, как отзыв на творчество, - справедливая награда театру и лично актрисе Дарье Лесниковой. А вот откуда берутся такие звезды?
В том, что я стала актрисой, нет ничего удивительного: я все детство провела за кулисами: мой отец был актером, и мама - тоже. Я и в школе практически не бывала, и училась плохо, потому что все время проводила в театре: все репетиции, спектакли, банкеты - везде меня брали родители с собой. И всегда мечтала стать такой же, как мама. После школы я, конечно же, хотела поступать в театральный институт, и я могла бы учиться в Москве, где были у нас знакомые, но я маме сказала, что по блату никуда не пойду и поеду в Питер. Здесь никого у меня не было, но я пришла и поступила с первого раза на курс к Александру Николаевичу Куницыну.
А где именно прошло такое счастливое детство?
Театральное детство прошло на берегу Азовского моря, в городе Жданове, теперь - Мариуполь. Туда родители со мной переехали из Томска, когда мне было чуть больше года. Кстати, моя мама до сих пор работает в Мариупольском театре.
И вот из теплого южного городка Вы попали в огромный город. Как встретили вас здесь, и что особенно запомнилось?
Я приехала с маленьким клетчатым чемоданчиком, не зная, где находится Театральный институт. Чтобы успеть к экзаменам, я даже пропустила выпускной вечер в школе. Как сейчас помню: в Мариуполе было так тепло, а приехала я сюда - так холодно, и теплых вещей у меня не было. И вот с вокзала я целенаправленно пошла в городскую справку, узнала адрес института, приехала туда и записалась на консультацию. Сейчас я даже поражаюсь мужеству себя тогдашней, семнадцатилетней, но это, видимо, и судьба мне помогала, ведь корни-то нашей семьи здесь, мои родственники когда-то уехали из блокадного Ленинграда: И вот начались экзаменационные туры, и это я тоже хорошо помню, как после каждого из них высылала домой телеграмму: 'Мама, я прошла первый тур... Мама, я прошла второй, третий: Мама, я поступила!'
То, что все так сложилось результат ли Вашей огромной работы над собой, или какого-то особого дара, или везение?
Знаете, ведь я приехала с одной басней, одной прозой: Положено ведь не так готовиться к экзаменам. А мне тогда мама сказала: 'После школы я тебя отпускаю прокатиться в Ленинград, посмотреть, что это такое'. То есть для меня это должна была быть такая прогулка, отпуск. И то, что я попала в институт, - это счастливая судьба. Я с самого начала почувствовала, что у меня все получается, особых трудностей я не испытывала.
Значит, в Вашей жизни большое значение имеет судьбоносная случайность?
Да, в моей жизни очень многое - счастливый случай. Случайно я попала в Молодежный театр, хотя сначала ведь мечтала, окончив институт, приехать домой и работать в Ждановском театре. Это на тот момент был очень хороший театр. Главным режиссером там работал Александр Кадырович Утеганов. Кстати, с этим именем связана одна история, которая тоже показывает, насколько жизнь полна неожиданностей. Потому что сейчас его сын, который тоже закончил нашу Академию, ставит в нашем театре спектакль 'Отелло'. Мы с ним в Мариуполе все детство вместе провели. А в свое время наша семья оказалась в Мариуполе потому, что из Томска Утеганова перевели туда в театр главным режиссером, и мама с папой поехали за ним.
Так как же выглядел тот случай, что привел Вас в Молодежный Театр?
И я бы уехала домой, если бы однажды не пришла на спектакль 'Дорогая Елена Сергеевна' Семена Яковлевича Спивака, который тогда руководил 'Молодым Театром', а затем стал главным режиссером Молодежного театра на Фонтанке. И я влюбилась в этот театр. Но понимала, что попасть туда непросто: были там свои организационные сложности. И снова случай: уж не знаю, каким ветром его занесло на мой дипломный спектакль в Учебном театре 'Двенадцатая ночь' Шекспира. Он смотрит наш спектакль и после приглашает меня в свой театр. И вот уже двенадцать лет я работаю в Молодежном театре на Фонтанке со Спиваком.
Что привело Вас в кино?
Точно так же - случайно - все и с кино произошло. Я как-то невзначай пришла к режиссеру Алексею Балабанову на пробы к фильму 'Про уродов и людей'. Мы с ним поговорили и остались друг другом очень недовольны. Как-то сидели оба с недобрым видом, я еще жевала жвачку, он мне сделал замечание, а я сказала: 'Я хочу жевать жвачку и жую'. Вот так мы и расстались. Потом бежал за мной по коридору помощник режиссера и утешал: 'Вы только не расстраивайтесь, Вы все равно очень хорошая актриса'. И вдруг Балабанов перестал искать на эту роль других актрис и пригласил меня. После съемок этого фильма у нас наконец-то настал момент взаимопонимания, и он предложил мне сняться у него в 'Брате-2'. И уже за год до начала работы над этим фильмом я знала, что буду там сниматься.
Вряд ли кто-то не знает о фильме 'Брат-2', а вот 'Про уродов и людей' - кино совсем иного языка, не всеми принимаемого. Какой из них Вам дороже?
'Про уродов и людей' - это был мой дебют в кино, я очень волновалась за эту работу. Конечно, и 'Брат-2' не показался легким фильмом, но тогда я впервые столкнулась со спецификой работы в кино, да еще с таким режиссером, как Балабанов, - а он очень сложный, своеобразный. После я уже работала и с другими режиссерами - со Снежкиным, с Макаровым, с Ясаном, с Титовым, и могу сравнивать. А фильм этот мне сложно оценивать, потому что это мое родное. Ну вот моя мама сказала, что лучше фильма она в своей жизни не видела, а брат сказал, что хуже фильма не видел. Балабанов на это сказал: 'У тебя продвинутая мама, а брат - нет'.
Как бы Вы охарактеризовали своих героинь в этих фильмах?
Даша, которая Мерилин, - она хорошая, а Груня - она плохая. Хотя в каждом человеке есть разные стороны личности, но вот, наверное, в Груне - на первом месте, наружу, все самое отрицательное. Хотя оценить очень сложно.
Может быть, такие, трудно поддающиеся оценке персонажи, это не отдельные личности, а некие обобщения, силы?
Да, я думаю, что так. Ведь Балабанов сам дает зрителю разобраться, кто они, представленные персонажи. Вот хотя бы эти мальчики- уроды, может быть, они там единственные люди среди всех. Поэтому персонажей определить трудно. И играть приходиться действительно какую-то силу, судьбу. В принципе, и в 'Брате-2' тот же смысл, только воплощенный другими средствами.
Много ли зависит лично от Вас в создании кино- и театрального образа?
В кино персонажа придумывает режиссер, а я существую как человек, воплощающий его задумку. И я не знаю, что в итоге получится, как смонтируют те фрагменты, в которых я участвую. Я, может быть, в этот момент ничего и не играла, а он увидел мой взгляд, и та секунда, запечатленная пленкой, потом в картине сыграла на его замысел, приобрела значение. Я порой не понимаю, что происходит на съемочной площадке, что ради чего делается. А в театре мне надо проживать жизнь от начала до конца. Поэтому я несу полную ответственность, а за кино я ответственности не несу, ее несет режиссер, а я потом лишь смотрю и думаю, я это или не я. А все героини в театре похожи на меня. Актер вместе с режиссером рождает на репетициях спектакля эту судьбу, ведь моменты, которые переживает моя героиня, переживала и я или, по крайней мере, имею представление о том, что она в этих обстоятельствах чувствует.
Расскажите о Ваших ролях в телесериалах.
Чтобы сняться в большом сериале, в роли, которая переходит из серии в серию, у меня такого не было. Были роли, ограниченные одной серией: меня по сюжету, например, сажают в тюрьму. Или сам сериал закрывается по каким-то нехудожественным причинам, как случилось с фильмом Леонова-Гладышева 'Дом надежды'. Эта интересная роль была у меня сразу после 'Брата-2'. Я играла несчастную журналистку, эдакого 'мальчика в юбке', но страшно по-женски страдающей от одиночества. Она приходит брать интервью в агентство знакомств 'Дом надежды', но мечтает еще и устроить свою судьбу. Вот только я успела рассказать в одной серии 'свою' печальную историю, фильм закрыли. Недавно прошел на РТР сериал 'Агентство НЛС', я играла там авантюристку Надю, которая попыталась незаконно продать чужую квартиру, за что ее посадили в тюрьму. У замечательного режиссера Сергея Снежкина я снялась вместе с замечательной актрисой Диной Корзун. У нас были совместные четыре съемочных дня, о которых у меня остались только самые лучшие воспоминания, а с Диной работать было одно удовольствие. И со Снежкиным было полное взаимопонимание, он доходчиво объясняет, что нужно делать. А до 'Брата' я ведь была в одной из серий первых 'Ментов', которую снимал Евгений Татарский.
Даша, Вы профессионал своего дела, искусства сцены и кино, многое умеете, все уж, наверное, знаете. А бывает ли хоть иногда страшно выходить на сцену?
Да я всегда волнуюсь, когда на сцену выхожу. Всегда чувствую ответственность: 350-400 человек, которые пришли и ждут. Или в кинозале, когда идет показ фильма, и все на тебя смотрят. Я должна была бы привыкнуть, но думаю, что никогда не привыкну. Самое желанное для артиста состояние, когда ты понимаешь, что еще не сделал всего, а лишь поднимаешься по ступенькам и обязательно сделаешь еще что-нибудь хорошее.
А кто из Ваших однокурсников по Театральному Институту тоже делает что-то хорошее на радость зрителю?
Я училась вместе с Олегом Погудиным, прекрасным певцом, которого называют 'Серебряным голосом', и я очень этим горжусь. Училась вместе с Евгением Дятловым, который снялся во множестве фильмов, работает в Театре Сатиры и играет у нас в спектакле 'Дни Турбиных'. Зоя Буряк тоже моя однокурсница. Я считаю, что она потрясающая актриса.
Сложно ли было общаться на съемочной площадке со знаменитыми актерами, например, с Сергеем Маковецким?
Это замечательный человек. Я пришла на съемки 'Про уродов и людей', он сказал: 'Привет', я сказала: 'Здравствуйте', и мы подружились. Точно также произошло с Витей Сухоруковым. Я же раньше не была с ним знакома. Когда мы впервые встретились на съемках, и он со мной поздоровался, у меня было такое ощущение, что мы старые приятели. Он сразу перешел на 'ты', сказал: 'Какая у тебя гениальная роль'. И я подумала: 'Какой ужас, мы с ним знакомы, уже общались много-много лет когда-то, а я его забыла'. Потом только выяснилось, что я его видела в первый раз и он меня тоже. Теперь мы постоянно контактируем, и я страшно жалею, что его забрали в Москву. А ведь у нас он ничего практически не играл, не ценили совсем.
А Вас ценят?
Я считаю, что да. У нас очень хорошие отношения в театре с Семеном Спиваком, мы друг друга понимаем, у нас получился такой тандем, какой должен быть у актера с режиссером.
Значит это и есть счастье востребованности актрисы. Ведь вы заняты в двух новых спектаклях театра:
Пьеса Жана Кокто 'Священные чудовища' об артистах. В нашем сценическом воплощении это сплав драмы, клоунады, трагедии, комедии, мелодрамы. У меня очень интересная роль актрисы, которая разрушает судьбу другой актрисы, очень талантливой, но которая уже перестала ощущать, что такое жизнь, потому что у нее все есть, чувства ее притупились, заплыли жиром. А у меня нет ничего. И вот я разрушаю ее покой, заставляю ее по-новому чувствовать. В 'Отелло' я играю Дездемону. Очень интересно работать с Алексеем Утегановым, который очень любит наш театр, и вот ему доверили постановку. Сначала Семен Яковлевич Спивак отнесся к этой авантюре настороженно, но разрешил попробовать. Мы попробовали, показали ему, и теперь он нам всячески помогает. Это будет спектакль о современных людях в вечных обстоятельствах, и мы попытаемся сказать об этом стихами Шекспира.
Ольга КРАСНОВА