добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «Театр "Русская анреприза имени Андрея Миронова"»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



Театр "Русская анреприза имени Андрея Миронова"
Рудольф Фурманов: "Я чувствую, кто по-настоящему профессионал, звезда..."

В самый разгар отпускного сезона, когда театры уехали на гастроли или распустили свои труппы на заслуженный отдых, театр ²Русская антреприза⌡ имени Андрея Миронова продолжает работу. И не просто работу.
    В 15-м театральном сезоне, театр, в преддверии своего 15-летия и 65-летия художественного руководителя театра Рудольфа Фурманова, ничего особенного не планировал, однако, уже выпустив три премьеры, закрывает сезон ещё двумя. Одного автора . Василия Сигарева. Сигарев . самый молодой, скандальный и модный русский драматург. ²И ты будешь ставить пьесы этого чернушника?⌡ - спросили Р.Д.Фурманова. ²Да! Причем две сразу!⌡ - твердо ответил Р.Д.Фурманов, который, по его собственному же признанию, пьес вообще не читает, а ориентируется исключительно на свой нюх. Поэтому в его театр так легко залетают сюжеты. С этого мы и начинаем наш разговор с тем, кому театр обязан своим рождением, Рудольфом Фурмановым


Рудольф Давыдович, что же значит, ²ориентируетесь только на свой нюх⌡? В преддверии премьеры, где таким образом было выбрано две пьесы, это чоень актуальный вопрос.

Если уважаемые зрители и читатели моей книги ²Из жизни сумасшедшего антрепренера⌡ что-нибудь запомнили, то им известно, что я называю великую женщину современности, гордость Санкт-Петербурга, Натэлу Александровну Товстоногову, сестру великого режиссера Георгия Александровича Товстоногова и жену великого актера Евгения Алексеевича Лебедева, - своим ²мозговым споносором⌡. Она помогала двум гениям жить. То, что происходило в их жизни, это немалая его заслуга, они многим обязаны ее ²нюху⌡, ее пониманию жизни. Да и в творчестве: она могла сказать свое мнение о чем-то, и именно оно заставляло задуматься, глубже понять смысл произведения, которое должно было быть в основе спектакля. Натэла Александровна прекрасно знает весь репертуар ²Русской антрепризы им. Андрея Миронова⌡. И в последнее время она стала часто задавать мне вопрос: ²Где современная тема? Почему ее нет на подмостках? Театр не может существовать без современной темы.⌡ И я обратился к творчеству молодого драматурга Василия Сигарева.

Вы знали его творчество раньше или открыли только, когда появилась такая идея: поставить современного автора?

С пьесами Сигарева я был знаком и раньше. Он сейчас популярен в театральном мире. Его ставят в Москве. И называют ²чернушным автором⌡. Вобщем, есть за что: в них много нецензурной лексики, герои пьес . наркоманы, проститутки, извращенцы. Я стал искать среди его пьес то, что могло бы быть поставлено именно у нас. Режиссер Валерий Гришко предложил мне взять пьесу ²Детектор лжи⌡. Но когда мы связались с Василием, он сказал, что все права на постановку пьесы продал Станиславу Садальскому и в течение трех лет ее нигде нельзя ставить. Василий позвонил Садальскому, и он сказал то же самое ²Пьеса на три года моя, ее нельзя нигде ставить и играть⌡. Я с этим не согласен. Представьте, приезжает Садальский со спектаклем по этой пьесе в Петербург, а там уже ему заранее сделана реклама: та же пьеса идет в маленьком театре на 200 мест. Конечно же, людям будет интересно, что на эту тему сделал Садальский, как он показывает это в большом зале. Но нет . так нет.

А как выбор пал именно на пьесы ²Гупёшка⌡ и ²Похищение⌡?

Мы стали читать пьесы дальше, и пришла идея взять две пьесы Сигарева и поставить сразу два спектакля. Первой нам в руки попала ²Гупёшка⌡. Влад Фурман, мой сын, главный режиссер театра, поставивший на этой сцене спектакли ²Отверженные⌡, ²Обломов⌡ и другие, а театре им. Комиссаржевской - ²Смерть коммивояжера⌡ и поставил ²Стеклянный зверинец⌡ Уильямса в Петрозаводске. Вообще-то он редко ставит пьесы, - на нашей сцене ни одной. Все его спектакли . это инсценировки. И ²Крейцерова соната⌡ и ²Портрет Дориана Грея⌡ и ²Роковая любовь⌡ - спектакль, который я считаю лучшим в его творчестве. Влад только что снял новые серии ²Бандитского Петербурга⌡, и я предложил ему поставить ²Гупёшку⌡. Я только что посмотрел прогон и понял: это будет очень сильный спектакль, он будет очень сильно ²задевать⌡ людей.

Почему?

Я вообще считаю, что Сигаревa можно уже поставить в один ряд с великими драматургами, что он . молодой Вампилов. Боже мой, как страшно смотреть на это! Как жалко людей, как природа распорядилась, какая у них жизнь! Чернушной пьесой назвать ²Гупёшку⌡ нельзя. Она страшная. Точно определен автором жанр: ²то ли комедия, то ли трагедия⌡. Там нет четкого деления на хороших героев и плохих, а все, как в жизни. Это . рассказ о реальных людях. Я не знаю жизнь всех слоев населения, я общаюсь в определенном круге людей, - мои друзья . это Даниил Гранин, Натэла Товстоногова и другие, все интеллигентные, образованные люди. Я не знаю, как живут бомжи, как живут нищие, алкоголики. Но я понимаю, что все люди разные, хотя среда их формирует. Приведу интересный пример из жизни: в нашем театре, как в любом другом, есть монтировщики, рабочие. И вот однажды я иду по театру и вижу, что один осветитель читает книгу. И не детектив, а Ницше. А другой такой же человек вообще ничего не читает, ему нужно только бутылку пива выпить, - и вообще на все наплевать. Я уверен: в том, что у нас такая страна, виновато именно людское равнодушие.

И вы считаете, что всю подноготную нашей жизни надо показывать на сцене?

Да. Ведь искусство несет в себе и воспитательную функцию. И просветительскую. А нынешние антрепризы только потакают дурному вкусу общества, но ничему не учат. Я помню такой эпизод из моей жизни, я его описал и в книге: 1 апреля 1972 года в доме отдыха имени Горького в Репино. Я выступал с великим актером Симоновым. Он читал Пушкина. Было 20 человек в зале. На следующий день я выступал с другим, тоже замечательным актером, Евгением Павловичем Леоновым. Он рассказывал про тигров, разные байки со съемок (тогда очень популярен был фильм ²Полосатый рейс⌡). В этот день зал был переполнен. Не нужно высокое искусство, не нужен Пушкин, интереснее рассказы про то, как Леонов сидел в ванной. Я помню времена, когда запрещали показывать по телевизору Райкина, Юрского. Но ведь сейчас это тоже продолжается. Все каналы заполнены даже не посредственными артистами, а просто таким людьми на сцене, как Петросян и Степаненко, например. Можно много имен перечислять. Я помню точное высказывание академика Ландау о такой культуре. Это было, когда мы с замечательным артистом Вадимом Медведевым ездили на гастроли, а в то время очень нравился людям фильм ²Черноморочка⌡. Это был ужасный фильм. Но стояли очереди, чтобы купить билет, - фильм шел в кино с утра до позднего вечера. И вот тогда Ландау сказал: ²Хуже фильма, чем ²Черноморочка⌡, я в своей жизни не видел. Но людям это нравится, значит надо снимать такие фильмы⌡. Если этому народу нужны Петросян и Степаненко, то значит, их показывают без конца, - вот политика. И народ поэтому не станет лучше. Именно обо всем этом, о таком народе пишет Сигарев.

А что происходит в ²Похищении⌡ такого, чтобы задевало зрительские души? Насколько мне известно, это . парафраз ²Вождя краснокожих⌡ О.Генри.

Да это так. И действие происходит в нашу эпоху, точно определенную автором, как время ²слабоумногонедоразвитого капитализма⌡. Два артиста цирка крадут у нового русского его сына, - рыжего мальчишку, чтобы на эти деньги выкупить цирк. Да, это клоунада, да, там много смешного, но все приметы нашего времени налицо. В нашей стране ничего не приживается: ни социализм не прошел, ни капитализм. А все, конечно, начинается с того, какая власть. Вот ведь только совсем недавно в нашей стране наконец-то появился президент. Человек, который растет в своей профессии, который, я бы сказал, все больше совершенствует ее, он растет в своей профессии, в своей должности. Я уважаю его все больше и больше. Я верю ему. И я знаю, что многие люди тоже верят ему. Еще очень приятно, что Владимир Путин . патриот Петербурга. И вот чем больше будет вокруг него таких же сильных руководителей, как он, то меньше останется материала, о чем писать драматургу Сигареву. Его произведения станут чище и светлее.

Вы можете сказать о себе, как Вы только что сказали о президенте, что вы растете в своей профессии? Вы же руководитель маленького государства . театра.

(Длинная пауза).

Я поставила Вас в тупик этим вопросом?

Я думаю, как разумно, честно и правильно ответить. Вся моя жизнь, которая прошла рядом с великими актерами, - это была серьезная школа. И то, чем я занимался, вся организация творческих встреч и концертов этих гений, - это не было просто административной деятельностью, работой продюсера, как сейчас говорят. Это было дело моей жизни. Однажды, когда я провожал после концерта Жванецкого в Москву, он крикнул из вагона: ²Перестройку в искусстве сделал не Горбачев, - первым ее сделал Фурманов!⌡

Да, действительно, это, наверное, очень сложно: держать театр ²на плаву⌡ вот уже 15 лет. Ведь это целиком ваша заслуга . жизнь ²Русской антрепризы имени Миронова⌡. И в этом году театру . 15 лет.

Портеры великих висят у меня в кабинете, - Симонов, Миронов, Товстоногов, Медведев, Ковель, Смоктуновский, Гердт, Никулин, Лебедев, Леонов, Папанов, Райкин. Они мне заменили театральный институт. И я до сих пор с ними, они всегда рядом. Жизнь с ними и смерти этих близких людей пододвигали меня к мысли, что должно быть такое место, где их память всегда будет священна. Я давно мечтал о таком театре. Все поездки по стране, все наши концерты, - это было уже начало театра. Это уже был театр, только не здесь, не в этом городе, не в этом здании. Великие Лебедев, Ковель, Леонов . выступали в моем театре, уже когда он появился под этой крышей. Когда Виктюк пришел сюда, он сказал: ²Они тебе оттуда помогают⌡. И я это чувствую. А это потому, что всегда был им предан честен. Я все время чувствую их ауру в театре. И если я что-то выбираю к постановке, то этот выбор мне подсказан ими. А они ошибаться не могут. Так же и с Сигаревым: мы искали пьесу, прочитали 14 пьес. Выбрали, благодаря, конечно же, им, ²Гупёшку⌡, а вторую никак было не найти: везде такая грязь! И вроде бы надо остановиться, но ведь я знал, что всего написано 15 пьес! Так мы нашли ²Похищение⌡. И Сигарев будет представлен разными направлениями таланта: и пьесой и инсценировкой. А гении, которые всегда рядом со мной, меня хранят. И я знаю, что я должен делать все, чтобы о них помнили, пока я жив.

По какому принципу вы выбираете актеров, которых приглашает в контрактную труппу театра?

Принцип только один: это должен быть хороший актер. И я не смотрю их в других спектаклях, мне сразу видно. Я это чувствую, кто по-настоящему профессионал, звезда. Прессе, которая сейчас называет звездами героев сериалов, это не видно. Я не могу уже читать про Анастасию Мельникову, например! Кто она такая, чтобы про нее столько писали: грызет карандаш и смотрит вполоборота в каждой серии ²Ментов⌡! Я про Алису Фрейндлих столько не читал! И про Смоктуновского не читал! Я хочу правду сказать: ведь если ты к человеку хорошо относишься, ты скажешь правду, а если тебе на него наплевать, то и будешь радоваться каждому очередному журналу. Так вот я говорю Насте: ²Хватит этого, надо прекращать и заниматься делом⌡. У нас сейчас все смешалось: узнаваемость и популярность. А у нас . узнавание равно популярности. Но это неправильно. Популярность . это любовь народа. Приведу пример: я приезжал в город за несколько месяцев до того, как состоится концерт, чтобы обо всем договориться. Где-то за месяц вывешивались афиши: ²Концерт Андрея Миронова⌡, и билеты поступали в кассы. За час они распродавались все. А до концерта оставался месяц. И какой-нибудь другой концерт, так же поступают билеты в кассы. В итоге, они распродаются все, но последний приобретается ровно в момент начала концерта. Тоже аншлаг. Так что это все разные вещи: узнаваемость и популярность.

А хотели бы Вы популярности за счет сериалов? Ведь Вы снялись во многих модных питерских телефильмах.

Ну что значит: хотел бы популярности. Я бы хотел сняться в стоящем проекте, получить хорошую роль, чтобы она ²выстрелила⌡, чтобы на меня обратили внимание. Популярность . вещь непредсказуемая и преходящая. Какой был популярный Симонов, - а как получилось в доме отдыха, про который я рассказывал, потому что он был уже пожилой, популярность прошла.. И Медведев был популярным, - девушки поднимали машину, в которой он сидел. А потом я его брал в концерты Миронова, мы с ним играли номер, чтобы только он могу работать.

Кто из режиссеров кино сделал максимально для того, чтобы Ваша роль ²выстрелила⌡? С кем было работать наиболее интересно?

Я назову одно имя . Дмитрий Светозаров. На мой взгляд, это сегодня один из образованнейших людей нашего времени. Поэтому и получаются такие фильмы. ²По имени Барон⌡, я считаю, это просто шедевр. Там так точно и пронзительно и честно показана боль народа. Светозаров . сегодня для меня светлый луч в темном царстве. Из тех фильмов, где я не участвовал, меня потрясают картины Михалкова. А Светозаров . это та умная рабочая лошадка, образованнейшая, талантливая, которая работает без отдыха и сна.

Вы так понимаете Дмитрия Иосифовича, я думаю, потому, что сами так работаете. Потому что вы . трудоголик. А театра . дом. Вот в вашем театре это определение наиболее точно соответствует действительности: потому что такая атмосфера, фотографии в рамочках, обои на стенах.

Человек заплатил деньги, приходит к нам, значит, он нам доверился. Когда он купил билет, он еще не знает, как его здесь примут. Поэтому мы несем ответственность за то, чтобы ему у нас было хорошо и прямо от входа его встречают с радостью. Должна быть чистота, надо, чтобы человеку было уютно. Ему может не понравиться спектакль, - но это уже вопрос вкуса. Но он видел, что артисты затрачивались, что это не халтура.

Если бы сейчас Вы устраивали творческий вечер театра ²Русская антреприза имени Андрея Миронова⌡, то какие бы слова вы первыми адресовали публике?

Я сказал бы большое спасибо за то, что вы любите и цените нас, что вас волнует то, что мы делаем. После спектаклей ко мне подходят люди и благодарят за театр. На Моховой улице подошла недавно женщина: ²Спасибо за творчество⌡. Что она имела в виду: театр, сериалы или книгу, - не знаю. Я благодарен нашим зрителям.

А что бы Bы сказали актерам?

У меня есть, конечно же, претензии к актерам. Например, есть актеры, которые работают сразу в нескольких театрах и в нескольких антрепризах, - им очень сложно соблюдать график спектаклей. Есть актеры, которые приходят на спектакль без 15 семь, - а это недопустимо! Есть у нас такой артист Чевычелов, который играет в ²Чайке⌡ Тригорина, а в паузах между выходами на сцену с костюмером разгадывать кроссворды. Нет трепетного отношения, которое было раньше, к сожалению. Но все-таки театр живет и будет жить, - единственный репертуарный театр с труппой, работающей по контракту.

Ольга КРАСНОВА


вернуться наверх

Театр-дом, где всем уютно. Русская антреприза имени Андрея Миронова
7 июля 2003
Думается, многим режиссерам кино, продюсерам и просто зрителям интересно: где можно сразу увидеть ... 




e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.