добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «Сергей Барковский»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



Сергей Барковский
Сергей Барковский: ²Серьезно работаешь, - всерьез и получится.⌡

Театральная слава всегда меркнет перед славой киногероя. Если человек играет долгие годы в театре, играет много, разные роли и не снимается в кино, - его знает только малая часть населения и только того города, где он живет. А стоит только переступить порог съемочной площадки, а потом взглянуть на страну с телеэкрана, - и всё, ты любим и нужен всем. Хорошо, когда при этом человек не покидает подмостки... Случай артиста Сергея Барковского уникален: он, как только стал популярным, нагрузил себя еще большим грузом театральных работ.
Он стал известным широким массам после фильмов "Хрусталев, машину!" и сериала "Бандитский Петербург". Снялся еще в нескольких картинах. Среди них, к сожалению, пока не вышедший на экраны ²Спецотдел⌡ Виктора Татарского, где Сергей сыграл главную роль. А в театре у него главных ролей очень много. Помимо Молодежного театра, Александринского, Русской антрепризы имени А. Миронова и других, он еще играет в антрепризных (премьера это сезона, «Спектакль "Пляска смерти"» по Стриндбергу, например) проектах и создает моноспектакли...

Сергей, роль Курта в спектакле ²Пляска смерти⌡ на премьере играли в разные дни Вы и Сергей Власов. А когда она создавалась, на кого изначально была ²написана⌡? И почему Власов сейчас ее не играет?

Мы создавали эту роль вместе, и играли в очередь, просто сейчас Сергей Власов больше занят на других проектах, и эту роль чаще играю я.

В вопросе не было подвоха: просто вы такие разные, а роль . одна. И хорошо ли это, когда у артиста есть дублер на ту роль, которую он играет?

А мой ответ и не предполагал подвоха. И здорово, что мы разные. Даже близнецы не бывают одинаковыми. Хорошо, что и спектакли получаются разные. По-другому партнеры реагируют, акценты и нюансы иные, со зрителями контакт каждый раз новый. В этом и ²смак⌡. В этом уникальность театра. Не раз и навсегда, а каждый раз как впервые. У меня много дублеров (²дублер⌡ - плохое слово, предполагает некую вторичность, скажем . ²партнеров по роли⌡) на разных ролях в разных театрах: Молодежный театр (Михаил Разумовский - ²Ночь ошибок⌡, Роман Нечаев - ²Крики из Одессы⌡), Александринский театр (Сергей Паршин . ²Дон Жуан⌡, Алексей Девотченко . ²Сказание о царе Петре и царевиче Алексее⌡), Театр Комедии (Евгений Баранов - ²Влюбленные⌡, Сергей Кузнецов . ²Виндзорские проказницы⌡, театр ²Приют комедианта⌡ (Александр Орлов . ²Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течет вода⌡), в антрепризе . Андрей Шимко (спектакль ²На дне жизни⌡). Не вижу в этом ничего ²нехорошего⌡. Наоборот, есть возможность замены, если один из исполнителей не может играть (всякое бывает), и спектакль не сорвется. Во-вторых, зрителю интересно познакомиться с двумя версиями роли. В-третьих, есть возможность поучиться или по-иному посмотреть на свою роль. Полезно. Я люблю иногда взглянуть на спектакль, где другой актер говорит ²мои⌡ слова. Это будоражит воображение. Сразу фантазируешь, куда дальше можно продвинуться в роли.

А уроки работы с режиссером? Есть ли профессиональная польза от работы с режиссерами, гораздо моложе Вас? И были ли такие случаи, кроме работы с Андреем Прикотенко на спектакле ²Пляска смерти⌡?

Помимо работы с Андреем, я играю в спектакле театра ²Русская антреприза имени Андрея Миронова⌡ ²Входит свободный человек⌡ в постановке Георгия Товстоногова-младшего, тоже молодого человека. Это . умный, интеллигентный и своеобразный режиссер. Работать с ним большая радость. Что же касается уроков, то с любым хорошим режиссером, вне зависимости от возраста, интересно и полезно поработать, потому что всегда это . неординарная личность, художник со своей позицией, оригинальным видением материала, особым взглядом на мир, людей. Тем более, если это не твой ровесник. Возникает ²конфликт поколений⌡ в хорошем смысле этого слова. И эта разность взглядов, эта ²разность потенциалов⌡ может высечь искру. А из искры что-нибудь да возгорится. ²Пляска смерти⌡ - особый случай. Я пришел в эту работу позже других. Пришлось догонять, пытаться синтезировать разные взгляды на пьесу и мою роль: точку зрения режиссера, автора идеи Игоря Иванова, партнерши Натальи Фоменко, другого исполнителя Сергея Власова. Все это, естественно, соединить надо было с моим видением. Благо, серьезных противоречий не было. Мы попытались тяжелую и мрачную пьесу Стриндберга сделать легкой и светлой, не потеряв при этом драматизма и конфликтности.

Получилось ли, на Ваш взгляд?

Об этом судить публике. Одно могу сказать, что после перехода из Учебного театра на сцену ТЮЗа спектакль в новом пространстве вдруг задышал, зазвучал по-новому. Появился зазор меду нами и материалом, некое отстранение. Это дало легкость, прозрачность, особую динамику, юмор, что очень важно для антрепризы, что непросто найти у Стриндберга и что, надеюсь, делает нашу работу нужной и понятной сегодняшнему широкому зрителю. Что произошло, загадка.


²Пляска смерти⌡ - премьера этого сезона. Сколько у вас их всего в этом году?

В этом сезоне у меня три премьеры. Осенью . Стриндберг, зимой . второй моноспектакль по Булгарину ²Авдей Флюгарин⌡, поставленный в Театральном Пушкинском центре под управлением Владимира Рецептера. Мы его и показываем в Доме Кочневой на Фонтанке, 41. Это наша вторая работа с замечательным режиссером Андреем Андреевым. Первая - ²История села Горюхина⌡ по одноименной повести А. С. Пушкина. Спектакль получил первую премию на фестивале моноспектаклей ²Монокль⌡ в этом году. Если ²Горюхино⌡ поставлено по цельному произведению, то для ²Флюгарина⌡ режиссеру пришлось писать инсценировку по статьям, доносам, письмам Булгарина, его полемике с Вяземским, Пушкиным, из чего хотелось сплести человеческую историю. Это была мощная, крайне противоречивая фигура. Иноземец, занимающийся русской словесностью, ярый государственный служака, доносчик, писатель считающий себя соперником Пушкина и сочинивший первый русский роман невероятно популярный в свое время, журналист и издатель всероссийского масштаба. Он при жизни считался одиозной личностью и сразу после смерти был предан забвению тут же. И потом поминали его и поминают, как правило, бранными словами. Не боясь пародийности и сатиричности, которые напрашивались сами собой, мы хотели однако рассказать прежде всего о человеческой судьбе, полной обид, обольщений и разочарований.
Третья премьера в этом сезоне . ²Входит свободный человек⌡ Стоппарда. Автор интересный, неожиданный, сочетающий в себе и ²традицию⌡ и влияние ²авангарда⌡. Мы взяли одну из ранних его пьес. При кажущейся простоте в ней много подводных рифов. Пришлось помучаться. До премьеры мы беспокоились, какой будет резонанс. Не скучно ли, не слишком ли ²запсихологизировали⌡ пьесу. Но режиссер Товстоногов успокаивал нас и настаивал на своем. И произошло чудо. На премьере зрители смеялись после каждой третьей реплики. К драматизму вдруг пришла легкость. И сразу появился объем, ассоциативность. Мы играли и удивлялись. Театр вообще чреват такими неожиданными разворотами. Публика всегда вносит свои коррективы, зачастую непредсказуемые.

Есть ли в городе такой драматический театр, где бы не ступала ваша нога?

Есть, разумеется. Однако ²наследил⌡ много. Пожалуй, в половине питерских театров я поработал с труппой, в проектах самих театров. На многих площадках побывал с антрепризными выездами, в виде аренды. Не ступала нога, пожалуй, в театре ²Буфф⌡, театре Музыкальной комедии, театре Сатиры и некоторых камерных театрах.

Ваш случай действительно уникальный . немного таких артистов, как Вы. Наверное, вот Валерий Кухарешин еще.

Да, Валера . великий трудяга, замечательный артист и прекрасный человек, мой сосед по гримерке в Молодежном театре. Я восхищаюсь им и многому учусь у него. В Петербурге большое количестве талантливых актеров-²многостаночников⌡: Сергей Бызгу, Александр Баргман, Екатерина Унтилова , Евгений Дятлов и много других.

Но я имею в виду уникальность в смысле количества одновременно идущих на разных площадках спектаклей с Вашим участием. Вы такой рекордсмен в этом смысле.

Цифры нужны в спорте, да и то не во всех видах. В театре же рекорды важно ставить в качестве. Количество чревато пресыщением, усталостью, эксплуатацией уже найденного. Есть опасность ²заштамповаться⌡. Если нет сил и времени найти или открыть в себе что-то новое в очередной роли, нужно сказать себе: ²Стоп. Я отдыхаю и набираюсь впечатлений⌡. Я играю много, потому что каждый новый материал или коллектив дает и тебе что-то новое. Важно это обнаружить и освоить. Я боюсь повторений, поэтому стараюсь играть разные роли: и характерные (Шмага - ²Картины из жизни девицы Отрадиной⌡, Пиньон - ²Я должен убрать президента⌡, Сганарель . ²Дон Жуан⌡) и героические (Турбин - ²Дни Турбиных⌡, Болингброк - ²Стакан воды⌡, Царевич Алексей - ²Сказание о царе Петре и царевиче Алексее⌡) и возрастные (Желтухин в ²Касатке⌡ старше мня, Карл в ²Жаворонке⌡ . младше).

Может быть, просто из-за количества и качества театральной работы Вам не подходят современные сериалы?

Почему не подходят? Не вижу в сериалах ничего плохого. Они возродили жизнь на Ленфильме. Они дали работу многим режиссерам и актерам. Может, сериалы не всегда должного качества. Это уже дело времени, ведь этот жанр в кино относительно молодой. И потом все зависит от того, кто снимает и кто снимается. Серьезно работаешь, - всерьез и получится. Если же вы имеете в виду мою занятость, то скажу так: пока у меня работы перед камерой меньше, чем на сцене и чем хотелось бы. Но это . тоже дело времени. Уже сделано несколько работ, для меня важных и интересных: у Алексея Германа, Александра Сокурова, Владимира Бортко, Евгения Татарского. Есть новые картины, которые должны выйти на экрана. Недавно поступили новые предложения. Грех жаловаться. Все идет своим чередом. А театр никак не может помешать кино. И там и там твоя актерская работа, правда, со своей спецификой. Графики работы всегда можно согласовать.

Немало фильмов, которые сейчас снимаются, к сожалению, надолго где-то застревают и не выходят на экраны. Тот же ²Спецотдел⌡, где вы сыграли главную роль. Можете ли вы, актеры, как-то посодействовать его выходу на экраны, или режиссер может ли? И вообще . что причиной тому, что хотя бы вот этот фильм сняли ²в стол⌡?

Актеры на это повлиять не могут. Даже режиссер не всегда распоряжается своей картиной, если, конечно, он не продюсер. Для меня остается загадкой, почему ²Спецотдел⌡ до сих пор не вышел на экраны, хотя его уже видели в США, в Германии. С Виктором Татарским было очень интересно работать, и, думаю, получилось что-то серьезное и достойное внимания телезрителей.

Я знаю, что речь в фильме идет не о традиционных для нашего современного кино ²ментах⌡, а об ²интеллектуальных милиционерах⌡, - спецотделе, расследующем преступления с антиквариатом.

В нем минимум погонь, стрельбы и крови. Сотрудники ФСБ борются с махинациями и контрабандой культурных ценностей. Здесь важнее движение мысли, борьба смыслов, а не кулаков. Тут внутренний динамизм, а не ²экшн⌡. Да, наверное, можно назвать его интеллектуальным детективом. Скоро должны запуститься еще 10 серий. Может быть, все вместе они и выйдут на экраны.

Но все-таки кино . это всенародная популярность. Снялись Вы в ²Бандитском Петербурге⌡ - и Вас узнало людей больше, чем после всех ваших театральных работ. И другие сериалы тоже делают лицо артиста более популярным. А Вы создаете моноспектакли и играете их на маленьких площадках. И кто вообще знает, когда вы их играете?! Нет рекламы, нет информации. Жаль, что в основном все будут ассоциировать вас с Пиньоном из ²Я должен убрать президента⌡, а вот эти работы не узнают. Неужели, Ваши моноспектакли . это такое элитарное искусство?

Дело не в этом. Они не элитарны. В них тоже говорится об общечеловеческих ценностях, они понятны всем. Вы говорите о разных спектаклях, и в них все разное: режиссеры, решение, площадки, цели и предполагаемое количество зрителей. ²Я должен убрать президента⌡ - спектакль антрепризный, рассчитанный на широкую публику, и это требует определенной рекламной политики. Моноспектакль . жанр специфический. Он предполагает камерность, доверительность, если хотите, интимность общения. Кроме того, узкий круг зрителей обусловлен режиссерским замыслом и помещением. Если же зал заполняется, зачем реклама. А афиши висят, пожалуйста.

Сергей, скажите Ваше режиссерское (у Вас ведь есть такое образование и опыт) мнение: в чем магия спектаклей Молодежного театра. Ведь туда ходят не для того, чтобы увидеть любимых героев сериалов.

Я не знаю, насколько мое мнение будет ²режиссерским⌡. Я себя больше мыслю актером. За многое я люблю наш ²Молодежный⌡. Если же посмотреть на него под углом зрения, предложенным вами, то скажу так: художественный руководитель театра Семен Яковлевич Спивак вырастил какую-то особую атмосферу на сцене и за кулисами. Его театра не антрепризный, не бенефисный. Здесь нет ²звезд⌡, все равны. Это театр команды, актерского ансамбля, ²оркестра⌡, хотя, конечно, одно другого не исключает. Театр Товстоногова-старшего был звездным, но это не мешало ему быть командой. Известность актера работает на театр, а известность театра . на актера. Это . взаимозависимый процесс. Семен Спивак . не просто режиссер-постановщик, он хорошо работает с артистом, он педагог, актерский режиссер, чувствует нашу профессию, и сам замечательно играет. Его показы всегда точны и заразительны. Чувствуя актера, он делает камертон роли. Формирует ансамбль актеров в сцене, как аккорд. И когда аккорды звучат гармонично, получается спектакль.

А еще Молодежный театр демократичен: например, зрители попадают в зал тем же путем, каким и актеры выходят на сцену.

С одной стороны это хорошо, так как сближает зрительный зал с тем, что происходит на сцене. Возникает эффект присутствия и соучастия. Минус же в том, что публика видит выходящих во время действия из зала в фойе зрителей, и актеры видят. Более того, зрители видят, что актеры. Приходится обыгрывать. Но это не всегда получается, да и не всегда можно. В ²Двенадцатой ночи⌡ любой накладке рады и 10 минут обыгрываем. Но иногда надо соблюдать правило ²четвертой стены⌡.

< Раз мы заговорили о реакции на непредвиденные ситуации, расскажите, как Вы обыгрываете звонки мобильных телефонов во время спектакля?

По-разному. В ²Касатке⌡, например, часто звучит фонограмма птичьего свиста. Вот я и обыгрываю звонки, как звуки птиц или сверчков. Если в спектакле идет лирическая тема в той же ²Касатке⌡, звонок мы обыгрываем как мелодию любви, словно какие-то ангелы запели. В спектакле ²Входит свободный человек⌡ у меня есть сквозной на протяжении всего спектакля прием: я во всем ищу знак того, что я что-то сделал правильно. Я бросаю письмо со второго этажа, и оно случайно попадает на стол . это знак, вдруг зазвучали часы по фонограмме . это тоже знак, пошел дождь . знак. Зазвенел мобильный в зале . знак. В комедии ²Стакан воды⌡, где царит атмосфера дворцовых интриг, я реагирую на звонок, как на сигнал того, что кто-то подслушивает наш разговор с герцогиней или Абигайль. Так что обыгрываем звонки в зависимости от ситуации, которая сама иногда подсказывает выход. Но только если это позволяет закон спектакля. Иногда нельзя отвлекать внимание зрителя от происходящего, в ²Днях Турбинных⌡, например. Любую накладку в спектакле надо брать на вооружение. Если тебе удается вплести ее в ткань спектакля, то и зритель будет только и подумает, что так и надо.

А что все-таки может помешать спектаклю? Ведь от жизненных проблем не уйти.

Помешать могут только форс-мажорные обстоятельства. У нас были приступы в зрительном зале. Вызывали ²скорую⌡ и играли дальше. Однажды кто-то распылил газовый баллончик, весь зал кашлял. Проветрили и продолжали. Если же говорить о личных проблемах, то персонаж . тоже живой человек. У него может быть плохое настроение или зуб болеть. Если с этим бороться во время действия, это только навредит спектаклю. Надо, на мой взгляд, брать это в обстоятельства. Если, конечно, это не ломает рисунок роли, не уничтожает ее сути. Лишнее напряжение передается в зал. А надо сделать, чтоб любая драма или трагедия воспринимались легко. Не бывает плохого зрителя, бывает скучный спектакль. Или не удалось взять внимание публики. Клиент всегда прав, он деньги заплатил. Если в зале школьники не шелестят шоколадками и не ²травят⌡ анекдоты, а внимательно смотрят, то значит, на сцене происходит что-то настоящее, для них важное. Эти истину известны, но их проверяешь каждый день на каждом спектакле.

Ольга КРАСНОВА


вернуться наверх

Спектакль Молодежного Театра на Фонтанке

Спектакль Молодежного Театра на Фонтанке

Спектакль Молодежного Театра на Фонтанке

Спектакль Молодежного Театра на Фонтанке

e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.