Сергей Барковский |
Сергей Барковский: ²Серьезно работаешь, - всерьез и получится.⌡
Театральная слава всегда меркнет перед славой киногероя. Если человек играет долгие годы в театре, играет много, разные роли и не снимается в кино, - его знает только малая часть населения и только того города, где он живет. А стоит только переступить порог съемочной площадки, а потом взглянуть на страну с телеэкрана, - и всё, ты любим и нужен всем. Хорошо, когда при этом человек не покидает подмостки... Случай артиста Сергея Барковского уникален: он, как только стал популярным, нагрузил себя еще большим грузом театральных работ.
Он стал известным широким массам после фильмов "Хрусталев, машину!" и сериала "Бандитский Петербург". Снялся еще в нескольких картинах. Среди них, к сожалению, пока не вышедший на экраны ²Спецотдел⌡ Виктора Татарского, где Сергей сыграл главную роль. А в театре у него главных ролей очень много. Помимо Молодежного театра, Александринского, Русской антрепризы имени А. Миронова и других, он еще играет в антрепризных (премьера это сезона, «Спектакль "Пляска смерти"» по Стриндбергу, например) проектах и создает моноспектакли...
Сергей, роль Курта в спектакле ²Пляска смерти⌡ на премьере играли в разные дни Вы и Сергей Власов. А когда она создавалась, на кого изначально была ²написана⌡? И почему Власов сейчас ее не играет?
Мы создавали эту роль вместе, и играли в очередь, просто сейчас Сергей Власов больше занят на других проектах, и эту роль чаще играю я.
В вопросе не было подвоха: просто вы такие разные, а роль . одна. И хорошо ли это, когда у артиста есть дублер на ту роль, которую он играет?
А мой ответ и не предполагал подвоха. И здорово, что мы разные. Даже близнецы не бывают одинаковыми. Хорошо, что и спектакли получаются разные. По-другому партнеры реагируют, акценты и нюансы иные, со зрителями контакт каждый раз новый. В этом и ²смак⌡. В этом уникальность театра. Не раз и навсегда, а каждый раз как впервые. У меня много дублеров (²дублер⌡ - плохое слово, предполагает некую вторичность, скажем . ²партнеров по роли⌡) на разных ролях в разных театрах: Молодежный театр (Михаил Разумовский - ²Ночь ошибок⌡, Роман Нечаев - ²Крики из Одессы⌡), Александринский театр (Сергей Паршин . ²Дон Жуан⌡, Алексей Девотченко . ²Сказание о царе Петре и царевиче Алексее⌡), Театр Комедии (Евгений Баранов - ²Влюбленные⌡, Сергей Кузнецов . ²Виндзорские проказницы⌡, театр ²Приют комедианта⌡ (Александр Орлов . ²Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течет вода⌡), в антрепризе . Андрей Шимко (спектакль ²На дне жизни⌡). Не вижу в этом ничего ²нехорошего⌡. Наоборот, есть возможность замены, если один из исполнителей не может играть (всякое бывает), и спектакль не сорвется. Во-вторых, зрителю интересно познакомиться с двумя версиями роли. В-третьих, есть возможность поучиться или по-иному посмотреть на свою роль. Полезно. Я люблю иногда взглянуть на спектакль, где другой актер говорит ²мои⌡ слова. Это будоражит воображение. Сразу фантазируешь, куда дальше можно продвинуться в роли.
А уроки работы с режиссером? Есть ли профессиональная польза от работы с режиссерами, гораздо моложе Вас? И были ли такие случаи, кроме работы с Андреем Прикотенко на спектакле ²Пляска смерти⌡?
Помимо работы с Андреем, я играю в спектакле театра ²Русская антреприза имени Андрея Миронова⌡ ²Входит свободный человек⌡ в постановке Георгия Товстоногова-младшего, тоже молодого человека. Это . умный, интеллигентный и своеобразный режиссер. Работать с ним большая радость. Что же касается уроков, то с любым хорошим режиссером, вне зависимости от возраста, интересно и полезно поработать, потому что всегда это . неординарная личность, художник со своей позицией, оригинальным видением материала, особым взглядом на мир, людей. Тем более, если это не твой ровесник. Возникает ²конфликт поколений⌡ в хорошем смысле этого слова. И эта разность взглядов, эта ²разность потенциалов⌡ может высечь искру. А из искры что-нибудь да возгорится. ²Пляска смерти⌡ - особый случай. Я пришел в эту работу позже других. Пришлось догонять, пытаться синтезировать разные взгляды на пьесу и мою роль: точку зрения режиссера, автора идеи Игоря Иванова, партнерши Натальи Фоменко, другого исполнителя Сергея Власова. Все это, естественно, соединить надо было с моим видением. Благо, серьезных противоречий не было. Мы попытались тяжелую и мрачную пьесу Стриндберга сделать легкой и светлой, не потеряв при этом драматизма и конфликтности.
Получилось ли, на Ваш взгляд?
Об этом судить публике. Одно могу сказать, что после перехода из Учебного театра на сцену ТЮЗа спектакль в новом пространстве вдруг задышал, зазвучал по-новому. Появился зазор меду нами и материалом, некое отстранение. Это дало легкость, прозрачность, особую динамику, юмор, что очень важно для антрепризы, что непросто найти у Стриндберга и что, надеюсь, делает нашу работу нужной и понятной сегодняшнему широкому зрителю. Что произошло, загадка.
²Пляска смерти⌡ - премьера этого сезона. Сколько у вас их всего в этом году?
В этом сезоне у меня три премьеры. Осенью . Стриндберг, зимой . второй моноспектакль по Булгарину ²Авдей Флюгарин⌡, поставленный в Театральном Пушкинском центре под управлением Владимира Рецептера. Мы его и показываем в Доме Кочневой на Фонтанке, 41. Это наша вторая работа с замечательным режиссером Андреем Андреевым. Первая - ²История села Горюхина⌡ по одноименной повести А. С. Пушкина. Спектакль получил первую премию на фестивале моноспектаклей ²Монокль⌡ в этом году. Если ²Горюхино⌡ поставлено по цельному произведению, то для ²Флюгарина⌡ режиссеру пришлось писать инсценировку по статьям, доносам, письмам Булгарина, его полемике с Вяземским, Пушкиным, из чего хотелось сплести человеческую историю. Это была мощная, крайне противоречивая фигура. Иноземец, занимающийся русской словесностью, ярый государственный служака, доносчик, писатель считающий себя соперником Пушкина и сочинивший первый русский роман невероятно популярный в свое время, журналист и издатель всероссийского масштаба. Он при жизни считался одиозной личностью и сразу после смерти был предан забвению тут же. И потом поминали его и поминают, как правило, бранными словами. Не боясь пародийности и сатиричности, которые напрашивались сами собой, мы хотели однако рассказать прежде всего о человеческой судьбе, полной обид, обольщений и разочарований.
Третья премьера в этом сезоне . ²Входит свободный человек⌡ Стоппарда. Автор интересный, неожиданный, сочетающий в себе и ²традицию⌡ и влияние ²авангарда⌡. Мы взяли одну из ранних его пьес. При кажущейся простоте в ней много подводных рифов. Пришлось помучаться. До премьеры мы беспокоились, какой будет резонанс. Не скучно ли, не слишком ли ²запсихологизировали⌡ пьесу. Но режиссер Товстоногов успокаивал нас и настаивал на своем. И произошло чудо. На премьере зрители смеялись после каждой третьей реплики. К драматизму вдруг пришла легкость. И сразу появился объем, ассоциативность. Мы играли и удивлялись. Театр вообще чреват такими неожиданными разворотами. Публика всегда вносит свои коррективы, зачастую непредсказуемые.
Есть ли в городе такой драматический театр, где бы не ступала ваша нога?
Есть, разумеется. Однако ²наследил⌡ много. Пожалуй, в половине питерских театров я поработал с труппой, в проектах самих театров. На многих площадках побывал с антрепризными выездами, в виде аренды. Не ступала нога, пожалуй, в театре ²Буфф⌡, театре Музыкальной комедии, театре Сатиры и некоторых камерных театрах.
Ваш случай действительно уникальный . немного таких артистов, как Вы. Наверное, вот Валерий Кухарешин еще.
Да, Валера . великий трудяга, замечательный артист и прекрасный человек, мой сосед по гримерке в Молодежном театре. Я восхищаюсь им и многому учусь у него. В Петербурге большое количестве талантливых актеров-²многостаночников⌡: Сергей Бызгу, Александр Баргман, Екатерина Унтилова , Евгений Дятлов и много других.
Но я имею в виду уникальность в смысле количества одновременно идущих на разных площадках спектаклей с Вашим участием. Вы такой рекордсмен в этом смысле.
Цифры нужны в спорте, да и то не во всех видах. В театре же рекорды важно ставить в качестве. Количество чревато пресыщением, усталостью, эксплуатацией уже найденного. Есть опасность ²заштамповаться⌡. Если нет сил и времени найти или открыть в себе что-то новое в очередной роли, нужно сказать себе: ²Стоп. Я отдыхаю и набираюсь впечатлений⌡. Я играю много, потому что каждый новый материал или коллектив дает и тебе что-то новое. Важно это обнаружить и освоить. Я боюсь повторений, поэтому стараюсь играть разные роли: и характерные (Шмага - ²Картины из жизни девицы Отрадиной⌡, Пиньон - ²Я должен убрать президента⌡, Сганарель . ²Дон Жуан⌡) и героические (Турбин - ²Дни Турбиных⌡, Болингброк - ²Стакан воды⌡, Царевич Алексей - ²Сказание о царе Петре и царевиче Алексее⌡) и возрастные (Желтухин в ²Касатке⌡ старше мня, Карл в ²Жаворонке⌡ . младше).
Может быть, просто из-за количества и качества театральной работы Вам не подходят современные сериалы?
Почему не подходят? Не вижу в сериалах ничего плохого. Они возродили жизнь на Ленфильме. Они дали работу многим режиссерам и актерам. Может, сериалы не всегда должного качества. Это уже дело времени, ведь этот жанр в кино относительно молодой. И потом все зависит от того, кто снимает и кто снимается. Серьезно работаешь, - всерьез и получится. Если же вы имеете в виду мою занятость, то скажу так: пока у меня работы перед камерой меньше, чем на сцене и чем хотелось бы. Но это . тоже дело времени. Уже сделано несколько работ, для меня важных и интересных: у Алексея Германа, Александра Сокурова, Владимира Бортко, Евгения Татарского. Есть новые картины, которые должны выйти на экрана. Недавно поступили новые предложения. Грех жаловаться. Все идет своим чередом. А театр никак не может помешать кино. И там и там твоя актерская работа, правда, со своей спецификой. Графики работы всегда можно согласовать.
Немало фильмов, которые сейчас снимаются, к сожалению, надолго где-то застревают и не выходят на экраны. Тот же ²Спецотдел⌡, где вы сыграли главную роль. Можете ли вы, актеры, как-то посодействовать его выходу на экраны, или режиссер может ли? И вообще . что причиной тому, что хотя бы вот этот фильм сняли ²в стол⌡?
Актеры на это повлиять не могут. Даже режиссер не всегда распоряжается своей картиной, если, конечно, он не продюсер. Для меня остается загадкой, почему ²Спецотдел⌡ до сих пор не вышел на экраны, хотя его уже видели в США, в Германии. С Виктором Татарским было очень интересно работать, и, думаю, получилось что-то серьезное и достойное внимания телезрителей.
Я знаю, что речь в фильме идет не о традиционных для нашего современного кино ²ментах⌡, а об ²интеллектуальных милиционерах⌡, - спецотделе, расследующем преступления с антиквариатом.
В нем минимум погонь, стрельбы и крови. Сотрудники ФСБ борются с махинациями и контрабандой культурных ценностей. Здесь важнее движение мысли, борьба смыслов, а не кулаков. Тут внутренний динамизм, а не ²экшн⌡. Да, наверное, можно назвать его интеллектуальным детективом. Скоро должны запуститься еще 10 серий. Может быть, все вместе они и выйдут на экраны.
Но все-таки кино . это всенародная популярность. Снялись Вы в ²Бандитском Петербурге⌡ - и Вас узнало людей больше, чем после всех ваших театральных работ. И другие сериалы тоже делают лицо артиста более популярным. А Вы создаете моноспектакли и играете их на маленьких площадках. И кто вообще знает, когда вы их играете?! Нет рекламы, нет информации. Жаль, что в основном все будут ассоциировать вас с Пиньоном из ²Я должен убрать президента⌡, а вот эти работы не узнают. Неужели, Ваши моноспектакли . это такое элитарное искусство?
Дело не в этом. Они не элитарны. В них тоже говорится об общечеловеческих ценностях, они понятны всем. Вы говорите о разных спектаклях, и в них все разное: режиссеры, решение, площадки, цели и предполагаемое количество зрителей. ²Я должен убрать президента⌡ - спектакль антрепризный, рассчитанный на широкую публику, и это требует определенной рекламной политики. Моноспектакль . жанр специфический. Он предполагает камерность, доверительность, если хотите, интимность общения. Кроме того, узкий круг зрителей обусловлен режиссерским замыслом и помещением. Если же зал заполняется, зачем реклама. А афиши висят, пожалуйста.
Сергей, скажите Ваше режиссерское (у Вас ведь есть такое образование и опыт) мнение: в чем магия спектаклей Молодежного театра. Ведь туда ходят не для того, чтобы увидеть любимых героев сериалов.
Я не знаю, насколько мое мнение будет ²режиссерским⌡. Я себя больше мыслю актером. За многое я люблю наш ²Молодежный⌡. Если же посмотреть на него под углом зрения, предложенным вами, то скажу так: художественный руководитель театра Семен Яковлевич Спивак вырастил какую-то особую атмосферу на сцене и за кулисами. Его театра не антрепризный, не бенефисный. Здесь нет ²звезд⌡, все равны. Это театр команды, актерского ансамбля, ²оркестра⌡, хотя, конечно, одно другого не исключает. Театр Товстоногова-старшего был звездным, но это не мешало ему быть командой. Известность актера работает на театр, а известность театра . на актера. Это . взаимозависимый процесс. Семен Спивак . не просто режиссер-постановщик, он хорошо работает с артистом, он педагог, актерский режиссер, чувствует нашу профессию, и сам замечательно играет. Его показы всегда точны и заразительны. Чувствуя актера, он делает камертон роли. Формирует ансамбль актеров в сцене, как аккорд. И когда аккорды звучат гармонично, получается спектакль.
А еще Молодежный театр демократичен: например, зрители попадают в зал тем же путем, каким и актеры выходят на сцену.
С одной стороны это хорошо, так как сближает зрительный зал с тем, что происходит на сцене. Возникает эффект присутствия и соучастия. Минус же в том, что публика видит выходящих во время действия из зала в фойе зрителей, и актеры видят. Более того, зрители видят, что актеры. Приходится обыгрывать. Но это не всегда получается, да и не всегда можно. В ²Двенадцатой ночи⌡ любой накладке рады и 10 минут обыгрываем. Но иногда надо соблюдать правило ²четвертой стены⌡.
< Раз мы заговорили о реакции на непредвиденные ситуации, расскажите, как Вы обыгрываете звонки мобильных телефонов во время спектакля?
По-разному. В ²Касатке⌡, например, часто звучит фонограмма птичьего свиста. Вот я и обыгрываю звонки, как звуки птиц или сверчков. Если в спектакле идет лирическая тема в той же ²Касатке⌡, звонок мы обыгрываем как мелодию любви, словно какие-то ангелы запели. В спектакле ²Входит свободный человек⌡ у меня есть сквозной на протяжении всего спектакля прием: я во всем ищу знак того, что я что-то сделал правильно. Я бросаю письмо со второго этажа, и оно случайно попадает на стол . это знак, вдруг зазвучали часы по фонограмме . это тоже знак, пошел дождь . знак. Зазвенел мобильный в зале . знак. В комедии ²Стакан воды⌡, где царит атмосфера дворцовых интриг, я реагирую на звонок, как на сигнал того, что кто-то подслушивает наш разговор с герцогиней или Абигайль. Так что обыгрываем звонки в зависимости от ситуации, которая сама иногда подсказывает выход. Но только если это позволяет закон спектакля. Иногда нельзя отвлекать внимание зрителя от происходящего, в ²Днях Турбинных⌡, например. Любую накладку в спектакле надо брать на вооружение. Если тебе удается вплести ее в ткань спектакля, то и зритель будет только и подумает, что так и надо.
А что все-таки может помешать спектаклю? Ведь от жизненных проблем не уйти.
Помешать могут только форс-мажорные обстоятельства. У нас были приступы в зрительном зале. Вызывали ²скорую⌡ и играли дальше. Однажды кто-то распылил газовый баллончик, весь зал кашлял. Проветрили и продолжали. Если же говорить о личных проблемах, то персонаж . тоже живой человек. У него может быть плохое настроение или зуб болеть. Если с этим бороться во время действия, это только навредит спектаклю. Надо, на мой взгляд, брать это в обстоятельства. Если, конечно, это не ломает рисунок роли, не уничтожает ее сути. Лишнее напряжение передается в зал. А надо сделать, чтоб любая драма или трагедия воспринимались легко. Не бывает плохого зрителя, бывает скучный спектакль. Или не удалось взять внимание публики. Клиент всегда прав, он деньги заплатил. Если в зале школьники не шелестят шоколадками и не ²травят⌡ анекдоты, а внимательно смотрят, то значит, на сцене происходит что-то настоящее, для них важное. Эти истину известны, но их проверяешь каждый день на каждом спектакле.
Ольга КРАСНОВА
Он стал известным широким массам после фильмов "Хрусталев, машину!" и сериала "Бандитский Петербург". Снялся еще в нескольких картинах. Среди них, к сожалению, пока не вышедший на экраны ²Спецотдел⌡ Виктора Татарского, где Сергей сыграл главную роль. А в театре у него главных ролей очень много. Помимо Молодежного театра, Александринского, Русской антрепризы имени А. Миронова и других, он еще играет в антрепризных (премьера это сезона, «Спектакль "Пляска смерти"» по Стриндбергу, например) проектах и создает моноспектакли...
Сергей, роль Курта в спектакле ²Пляска смерти⌡ на премьере играли в разные дни Вы и Сергей Власов. А когда она создавалась, на кого изначально была ²написана⌡? И почему Власов сейчас ее не играет?
Мы создавали эту роль вместе, и играли в очередь, просто сейчас Сергей Власов больше занят на других проектах, и эту роль чаще играю я.
В вопросе не было подвоха: просто вы такие разные, а роль . одна. И хорошо ли это, когда у артиста есть дублер на ту роль, которую он играет?
А мой ответ и не предполагал подвоха. И здорово, что мы разные. Даже близнецы не бывают одинаковыми. Хорошо, что и спектакли получаются разные. По-другому партнеры реагируют, акценты и нюансы иные, со зрителями контакт каждый раз новый. В этом и ²смак⌡. В этом уникальность театра. Не раз и навсегда, а каждый раз как впервые. У меня много дублеров (²дублер⌡ - плохое слово, предполагает некую вторичность, скажем . ²партнеров по роли⌡) на разных ролях в разных театрах: Молодежный театр (Михаил Разумовский - ²Ночь ошибок⌡, Роман Нечаев - ²Крики из Одессы⌡), Александринский театр (Сергей Паршин . ²Дон Жуан⌡, Алексей Девотченко . ²Сказание о царе Петре и царевиче Алексее⌡), Театр Комедии (Евгений Баранов - ²Влюбленные⌡, Сергей Кузнецов . ²Виндзорские проказницы⌡, театр ²Приют комедианта⌡ (Александр Орлов . ²Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течет вода⌡), в антрепризе . Андрей Шимко (спектакль ²На дне жизни⌡). Не вижу в этом ничего ²нехорошего⌡. Наоборот, есть возможность замены, если один из исполнителей не может играть (всякое бывает), и спектакль не сорвется. Во-вторых, зрителю интересно познакомиться с двумя версиями роли. В-третьих, есть возможность поучиться или по-иному посмотреть на свою роль. Полезно. Я люблю иногда взглянуть на спектакль, где другой актер говорит ²мои⌡ слова. Это будоражит воображение. Сразу фантазируешь, куда дальше можно продвинуться в роли.
А уроки работы с режиссером? Есть ли профессиональная польза от работы с режиссерами, гораздо моложе Вас? И были ли такие случаи, кроме работы с Андреем Прикотенко на спектакле ²Пляска смерти⌡?
Помимо работы с Андреем, я играю в спектакле театра ²Русская антреприза имени Андрея Миронова⌡ ²Входит свободный человек⌡ в постановке Георгия Товстоногова-младшего, тоже молодого человека. Это . умный, интеллигентный и своеобразный режиссер. Работать с ним большая радость. Что же касается уроков, то с любым хорошим режиссером, вне зависимости от возраста, интересно и полезно поработать, потому что всегда это . неординарная личность, художник со своей позицией, оригинальным видением материала, особым взглядом на мир, людей. Тем более, если это не твой ровесник. Возникает ²конфликт поколений⌡ в хорошем смысле этого слова. И эта разность взглядов, эта ²разность потенциалов⌡ может высечь искру. А из искры что-нибудь да возгорится. ²Пляска смерти⌡ - особый случай. Я пришел в эту работу позже других. Пришлось догонять, пытаться синтезировать разные взгляды на пьесу и мою роль: точку зрения режиссера, автора идеи Игоря Иванова, партнерши Натальи Фоменко, другого исполнителя Сергея Власова. Все это, естественно, соединить надо было с моим видением. Благо, серьезных противоречий не было. Мы попытались тяжелую и мрачную пьесу Стриндберга сделать легкой и светлой, не потеряв при этом драматизма и конфликтности.
Получилось ли, на Ваш взгляд?
Об этом судить публике. Одно могу сказать, что после перехода из Учебного театра на сцену ТЮЗа спектакль в новом пространстве вдруг задышал, зазвучал по-новому. Появился зазор меду нами и материалом, некое отстранение. Это дало легкость, прозрачность, особую динамику, юмор, что очень важно для антрепризы, что непросто найти у Стриндберга и что, надеюсь, делает нашу работу нужной и понятной сегодняшнему широкому зрителю. Что произошло, загадка.
²Пляска смерти⌡ - премьера этого сезона. Сколько у вас их всего в этом году?
В этом сезоне у меня три премьеры. Осенью . Стриндберг, зимой . второй моноспектакль по Булгарину ²Авдей Флюгарин⌡, поставленный в Театральном Пушкинском центре под управлением Владимира Рецептера. Мы его и показываем в Доме Кочневой на Фонтанке, 41. Это наша вторая работа с замечательным режиссером Андреем Андреевым. Первая - ²История села Горюхина⌡ по одноименной повести А. С. Пушкина. Спектакль получил первую премию на фестивале моноспектаклей ²Монокль⌡ в этом году. Если ²Горюхино⌡ поставлено по цельному произведению, то для ²Флюгарина⌡ режиссеру пришлось писать инсценировку по статьям, доносам, письмам Булгарина, его полемике с Вяземским, Пушкиным, из чего хотелось сплести человеческую историю. Это была мощная, крайне противоречивая фигура. Иноземец, занимающийся русской словесностью, ярый государственный служака, доносчик, писатель считающий себя соперником Пушкина и сочинивший первый русский роман невероятно популярный в свое время, журналист и издатель всероссийского масштаба. Он при жизни считался одиозной личностью и сразу после смерти был предан забвению тут же. И потом поминали его и поминают, как правило, бранными словами. Не боясь пародийности и сатиричности, которые напрашивались сами собой, мы хотели однако рассказать прежде всего о человеческой судьбе, полной обид, обольщений и разочарований.
Третья премьера в этом сезоне . ²Входит свободный человек⌡ Стоппарда. Автор интересный, неожиданный, сочетающий в себе и ²традицию⌡ и влияние ²авангарда⌡. Мы взяли одну из ранних его пьес. При кажущейся простоте в ней много подводных рифов. Пришлось помучаться. До премьеры мы беспокоились, какой будет резонанс. Не скучно ли, не слишком ли ²запсихологизировали⌡ пьесу. Но режиссер Товстоногов успокаивал нас и настаивал на своем. И произошло чудо. На премьере зрители смеялись после каждой третьей реплики. К драматизму вдруг пришла легкость. И сразу появился объем, ассоциативность. Мы играли и удивлялись. Театр вообще чреват такими неожиданными разворотами. Публика всегда вносит свои коррективы, зачастую непредсказуемые.
Есть ли в городе такой драматический театр, где бы не ступала ваша нога?
Есть, разумеется. Однако ²наследил⌡ много. Пожалуй, в половине питерских театров я поработал с труппой, в проектах самих театров. На многих площадках побывал с антрепризными выездами, в виде аренды. Не ступала нога, пожалуй, в театре ²Буфф⌡, театре Музыкальной комедии, театре Сатиры и некоторых камерных театрах.
Ваш случай действительно уникальный . немного таких артистов, как Вы. Наверное, вот Валерий Кухарешин еще.
Да, Валера . великий трудяга, замечательный артист и прекрасный человек, мой сосед по гримерке в Молодежном театре. Я восхищаюсь им и многому учусь у него. В Петербурге большое количестве талантливых актеров-²многостаночников⌡: Сергей Бызгу, Александр Баргман, Екатерина Унтилова , Евгений Дятлов и много других.
Но я имею в виду уникальность в смысле количества одновременно идущих на разных площадках спектаклей с Вашим участием. Вы такой рекордсмен в этом смысле.
Цифры нужны в спорте, да и то не во всех видах. В театре же рекорды важно ставить в качестве. Количество чревато пресыщением, усталостью, эксплуатацией уже найденного. Есть опасность ²заштамповаться⌡. Если нет сил и времени найти или открыть в себе что-то новое в очередной роли, нужно сказать себе: ²Стоп. Я отдыхаю и набираюсь впечатлений⌡. Я играю много, потому что каждый новый материал или коллектив дает и тебе что-то новое. Важно это обнаружить и освоить. Я боюсь повторений, поэтому стараюсь играть разные роли: и характерные (Шмага - ²Картины из жизни девицы Отрадиной⌡, Пиньон - ²Я должен убрать президента⌡, Сганарель . ²Дон Жуан⌡) и героические (Турбин - ²Дни Турбиных⌡, Болингброк - ²Стакан воды⌡, Царевич Алексей - ²Сказание о царе Петре и царевиче Алексее⌡) и возрастные (Желтухин в ²Касатке⌡ старше мня, Карл в ²Жаворонке⌡ . младше).
Может быть, просто из-за количества и качества театральной работы Вам не подходят современные сериалы?
Почему не подходят? Не вижу в сериалах ничего плохого. Они возродили жизнь на Ленфильме. Они дали работу многим режиссерам и актерам. Может, сериалы не всегда должного качества. Это уже дело времени, ведь этот жанр в кино относительно молодой. И потом все зависит от того, кто снимает и кто снимается. Серьезно работаешь, - всерьез и получится. Если же вы имеете в виду мою занятость, то скажу так: пока у меня работы перед камерой меньше, чем на сцене и чем хотелось бы. Но это . тоже дело времени. Уже сделано несколько работ, для меня важных и интересных: у Алексея Германа, Александра Сокурова, Владимира Бортко, Евгения Татарского. Есть новые картины, которые должны выйти на экрана. Недавно поступили новые предложения. Грех жаловаться. Все идет своим чередом. А театр никак не может помешать кино. И там и там твоя актерская работа, правда, со своей спецификой. Графики работы всегда можно согласовать.
Немало фильмов, которые сейчас снимаются, к сожалению, надолго где-то застревают и не выходят на экраны. Тот же ²Спецотдел⌡, где вы сыграли главную роль. Можете ли вы, актеры, как-то посодействовать его выходу на экраны, или режиссер может ли? И вообще . что причиной тому, что хотя бы вот этот фильм сняли ²в стол⌡?
Актеры на это повлиять не могут. Даже режиссер не всегда распоряжается своей картиной, если, конечно, он не продюсер. Для меня остается загадкой, почему ²Спецотдел⌡ до сих пор не вышел на экраны, хотя его уже видели в США, в Германии. С Виктором Татарским было очень интересно работать, и, думаю, получилось что-то серьезное и достойное внимания телезрителей.
Я знаю, что речь в фильме идет не о традиционных для нашего современного кино ²ментах⌡, а об ²интеллектуальных милиционерах⌡, - спецотделе, расследующем преступления с антиквариатом.
В нем минимум погонь, стрельбы и крови. Сотрудники ФСБ борются с махинациями и контрабандой культурных ценностей. Здесь важнее движение мысли, борьба смыслов, а не кулаков. Тут внутренний динамизм, а не ²экшн⌡. Да, наверное, можно назвать его интеллектуальным детективом. Скоро должны запуститься еще 10 серий. Может быть, все вместе они и выйдут на экраны.
Но все-таки кино . это всенародная популярность. Снялись Вы в ²Бандитском Петербурге⌡ - и Вас узнало людей больше, чем после всех ваших театральных работ. И другие сериалы тоже делают лицо артиста более популярным. А Вы создаете моноспектакли и играете их на маленьких площадках. И кто вообще знает, когда вы их играете?! Нет рекламы, нет информации. Жаль, что в основном все будут ассоциировать вас с Пиньоном из ²Я должен убрать президента⌡, а вот эти работы не узнают. Неужели, Ваши моноспектакли . это такое элитарное искусство?
Дело не в этом. Они не элитарны. В них тоже говорится об общечеловеческих ценностях, они понятны всем. Вы говорите о разных спектаклях, и в них все разное: режиссеры, решение, площадки, цели и предполагаемое количество зрителей. ²Я должен убрать президента⌡ - спектакль антрепризный, рассчитанный на широкую публику, и это требует определенной рекламной политики. Моноспектакль . жанр специфический. Он предполагает камерность, доверительность, если хотите, интимность общения. Кроме того, узкий круг зрителей обусловлен режиссерским замыслом и помещением. Если же зал заполняется, зачем реклама. А афиши висят, пожалуйста.
Сергей, скажите Ваше режиссерское (у Вас ведь есть такое образование и опыт) мнение: в чем магия спектаклей Молодежного театра. Ведь туда ходят не для того, чтобы увидеть любимых героев сериалов.
Я не знаю, насколько мое мнение будет ²режиссерским⌡. Я себя больше мыслю актером. За многое я люблю наш ²Молодежный⌡. Если же посмотреть на него под углом зрения, предложенным вами, то скажу так: художественный руководитель театра Семен Яковлевич Спивак вырастил какую-то особую атмосферу на сцене и за кулисами. Его театра не антрепризный, не бенефисный. Здесь нет ²звезд⌡, все равны. Это театр команды, актерского ансамбля, ²оркестра⌡, хотя, конечно, одно другого не исключает. Театр Товстоногова-старшего был звездным, но это не мешало ему быть командой. Известность актера работает на театр, а известность театра . на актера. Это . взаимозависимый процесс. Семен Спивак . не просто режиссер-постановщик, он хорошо работает с артистом, он педагог, актерский режиссер, чувствует нашу профессию, и сам замечательно играет. Его показы всегда точны и заразительны. Чувствуя актера, он делает камертон роли. Формирует ансамбль актеров в сцене, как аккорд. И когда аккорды звучат гармонично, получается спектакль.
А еще Молодежный театр демократичен: например, зрители попадают в зал тем же путем, каким и актеры выходят на сцену.
С одной стороны это хорошо, так как сближает зрительный зал с тем, что происходит на сцене. Возникает эффект присутствия и соучастия. Минус же в том, что публика видит выходящих во время действия из зала в фойе зрителей, и актеры видят. Более того, зрители видят, что актеры. Приходится обыгрывать. Но это не всегда получается, да и не всегда можно. В ²Двенадцатой ночи⌡ любой накладке рады и 10 минут обыгрываем. Но иногда надо соблюдать правило ²четвертой стены⌡.
< Раз мы заговорили о реакции на непредвиденные ситуации, расскажите, как Вы обыгрываете звонки мобильных телефонов во время спектакля?
По-разному. В ²Касатке⌡, например, часто звучит фонограмма птичьего свиста. Вот я и обыгрываю звонки, как звуки птиц или сверчков. Если в спектакле идет лирическая тема в той же ²Касатке⌡, звонок мы обыгрываем как мелодию любви, словно какие-то ангелы запели. В спектакле ²Входит свободный человек⌡ у меня есть сквозной на протяжении всего спектакля прием: я во всем ищу знак того, что я что-то сделал правильно. Я бросаю письмо со второго этажа, и оно случайно попадает на стол . это знак, вдруг зазвучали часы по фонограмме . это тоже знак, пошел дождь . знак. Зазвенел мобильный в зале . знак. В комедии ²Стакан воды⌡, где царит атмосфера дворцовых интриг, я реагирую на звонок, как на сигнал того, что кто-то подслушивает наш разговор с герцогиней или Абигайль. Так что обыгрываем звонки в зависимости от ситуации, которая сама иногда подсказывает выход. Но только если это позволяет закон спектакля. Иногда нельзя отвлекать внимание зрителя от происходящего, в ²Днях Турбинных⌡, например. Любую накладку в спектакле надо брать на вооружение. Если тебе удается вплести ее в ткань спектакля, то и зритель будет только и подумает, что так и надо.
А что все-таки может помешать спектаклю? Ведь от жизненных проблем не уйти.
Помешать могут только форс-мажорные обстоятельства. У нас были приступы в зрительном зале. Вызывали ²скорую⌡ и играли дальше. Однажды кто-то распылил газовый баллончик, весь зал кашлял. Проветрили и продолжали. Если же говорить о личных проблемах, то персонаж . тоже живой человек. У него может быть плохое настроение или зуб болеть. Если с этим бороться во время действия, это только навредит спектаклю. Надо, на мой взгляд, брать это в обстоятельства. Если, конечно, это не ломает рисунок роли, не уничтожает ее сути. Лишнее напряжение передается в зал. А надо сделать, чтоб любая драма или трагедия воспринимались легко. Не бывает плохого зрителя, бывает скучный спектакль. Или не удалось взять внимание публики. Клиент всегда прав, он деньги заплатил. Если в зале школьники не шелестят шоколадками и не ²травят⌡ анекдоты, а внимательно смотрят, то значит, на сцене происходит что-то настоящее, для них важное. Эти истину известны, но их проверяешь каждый день на каждом спектакле.
Ольга КРАСНОВА