Наталья Лыжина |
Наталья Лыжина: ²Для меня искусство . это когда вырастают крылья⌡
Наталья Лыжина известна очень многим зрителям. Просто не все, кто знает ее в одном амплуа, - например, телевизионной ведущей, - подозревает, что Наталья еще успевает играть в театре. А в Театре Сатиры на Васильевском она играет во многих спектаклях, - почти каждый день.
Телевидение в профессиональном плане олицетворяется для Натальи скрытой камерой. Потому что она вместе с Алексеем Федотовым ведет программу ²Западня⌡ на канале ²Петербург⌡.
Но ведь так не бывает и это неправильно, если человек приходит сразу к каким-то большим ролям, сложной работе, не пройдя подготовительный этап. К ответственности, которую несет в себе главная роль, нужно быть готовым. Наш разговор с Натальей начался не с театральной деятельности в Сатире и не с сюжетов замечательной ²Западни⌡, а со спектакля, который сыграл в ее творческой судьбе важнейшую роль, - ²Двое в лифте⌡ режиссера Натальи Кроминой по пьесе Сергея Андреева.
Этот спектакль вы играете крайне редко. Вас это печалит?
Да. И это печаль не только моя, - всех, кто участвует в этом проекте. Ведь очень редко бывает так, что получается спектакль, который любишь, который греет тебя, который хочется играть хоть каждый день. А не играем его по понятным причинам: нас там только два персонажа: мужчина и женщина. Игорь Лифанов, который играет в нашем спектакле, сейчас очень много снимается. И у нас нет жестких требований: как хочешь крутись, но приезжай и играй. Поэтому он каждый месяц клянется, что выкроит день, но все не получается. Замечательно, что у человека есть много работы. Но я тем фактом, что время идет, а мы спектакль все не играем и не играем, просто убита. А многие люди, которые спектакля не видели, но наслышаны о нем от других, просто тиранят меня, где же он? Если бы сейчас его показывать, то зал бы не вместил всех желающих, даже если играть его несколько дней подряд. Ведь ²Двое в лифте⌡ - это некая планка, важный жизненный этап для меня.
Как Вы попали в этот проект?
Это очень длинная, непростая, но интересная история. Наталья Кромина, ученица Додина и автор пьесы Сергей Андреев долго искали исполнителей ролей в этом спектакле, около года. Артисты, которых приводил автор к режиссеру, не подходили. Так же и наоборот: Андреев говорил, что написал пьесу не про этих людей. Потом Наталья и Сергей вместе пошли по театрам. Игоря Лифанова им посоветовал один знакомый, когда узнал, что ищут исполнителя роли бандита. И они пошли в БДТ и посмотрели спектакль с Игорем по Аверченко, где он, кстати, играл переодетую женщину. Они сразу поняли, что Игорь им подходит, а вот на женскую роль найти никого все еще не могли. В наш театр они пришли на спектакль ²Васса Железнова⌡, который шел на малой сцене. Там у меня была очень маленькая, но очень трагическая роль, - я играла девушку, которая уже в начале первого акта заканчивает жизнь самоубийством. Роль хоть и невелика, но очень яркая, значимая, трагическая. И мне казалось, что она слишком драматичная, чтобы пригласить меня на спектакль ²Двое в лифте⌡.
Через несколько дней я в составе команды артистов театра Сатиры участвовала в концерте, адресованном общественности нашего города. После выступления подошел ко мне человек в костюме и галстуке и представился автором пьесы ²Двое в лифте⌡ Сергеем Андреевым. А я к тому времени уже ознакомилась с материалом, и долго фантазировала, что же за человек мог написать такое!? Ведь история в пьесе мне не очень понравилась, да и текст был очень жестким, грубым.
А в чем именно это выражается?
Ну, во-первых, мне было непонятно, как во мне увидели то, что там написано, - а если предложили роль, значит я на этот образ похожа. А второго исполнителя я вообще себе нем могла представить. Я никак не могла найти в пьесе место, где он был бы хоть чуточку человечным, хотя прочла ее раз 15. Вообще-то пьеса скандальная. Андреев носил ее во многие театры, но нигде ее к постановке не приняли. Когда я звала уже на готовый спектакль режиссеров из нашего театра, все отказывались прийти. А Лев Додин, когда узнал, что его ученица ее ставит, вообще хотел лишить Наталью диплома. Но Наташа . потрясающе гениальный человек. Она сказала: ²Я знаю, как ее ставить⌡. А вот я не понимала, как это можно сделать. Причем, поняла это лишь тогда, когда на репетиции встретилась с Игорем, и он стал произносить этот текст. Реакция пошла на него, на его исполнение, а не на сам ужасный текст. Я не понимаю, как можно так жестоко унижать женщину... Вообще Игорь . удивительный артист, играть с ним интересно, приятно. При своей суровой внешности он настолько деликатный человек. Вот одна актриса нашего театра, которая смотрела спектакль, правильно сказала: ²Наташа, у тебя такой замечательный партнер. Ведь он трясет над тобой пистолетом, кричит эти похабные слова, а на самом деле боится пылинку с тебя сдуть⌡.
В этом замечательном спектакле есть еще исполнительница женской роли, кроме Вас. А в расчете на кого из вас изначально режиссер ставила спектакль?
В нашем театре в то же время репетировал режиссер, очень любимый мною, Алексей Янковский. И мы с замечательной актрисой Татьяной Кузнецовой должны были играть там две главные женские роли. Выпуск у Янковского совпадал по времени с выпуском ²Двое в лифте⌡. Театр . основное место работы... А я в жизни от работы никогда не отказываюсь. И даже тот материал, который меня так напугал, наоборот вызвал азарт. И чем сложнее преодолеть что-то в профессии, чем на более высокую стену я натыкаюсь, тем мне интереснее. Думаю, что кто-то другой на моем месте отказался бы от ²Двое в лифте⌡ в пользу работы в своем театре, но я этого не смогла сделать. Я предупредила Наташу Кромину, что сложилась такая ситуация, и как ее исправить, я не знаю. Работа отодвигалась из-за поисков артистов почти на год, поэтому больше тянуть с выпуском было нельзя. Наташа решила искать вторую исполнительницу женской роли. Андреев был против поисков вообще. А Наташа, уже устав от поисков предложила Таню Аптикееву, жену Игоря Лифанова, очень талантливую артистку, которую они тоже видели в БДТ в том же спектакле по Аверченко. Мы стали репетировать вместе. А тот спектакль Янковского в нашем театре так и не вышел.
Было ли в театре Сатиры у Вас что-то равнозначное ²Двое в лифте⌡ по значению в актерской судьбе?
В театре в отношении каждого актера складывается какой-то определенный стереотип. Это называется амплуа: когда его видят только в одном конкретном образе и отойти от этого, получить роль противоположного характера, попробовать себя в разных жанрах, очень сложно. И когда все-таки вдруг случается, что ты получаешь что-то необычное для себя, то переступаешь на новую ступень. В театре таких ступеней, к сожалению, мало, - играешь много, а ступеней мало. А этот один спектакль был даже не ступенью, а взлетом. Те, кто видел спектакль, понимает, почему я могу бесконечно рассказывать про этот спектакль. А в своем театре я все работы люблю, но все-таки не так. В нашем театре ничего подобного не было, хотя я много играю, и играю интересные работы, но они не так глубоко переворачивают мою душу и затрагивают меня как человека.
И все-таки какую-то театральную работу Вы можете выделить?
Из своих театральных работ я хочу отметить спектакль ²Васса Железнова⌡. Моя маленькая роль Липочки производила на зрителей огромное впечатление, и поэтому я очень рада, что у меня была эта работа, только за это я и любила роль. Только. Потому что в работе над этой ролью с режиссером Ахматом Байрамкуловым прошла через все круги театрального ада. Я не люблю играть ²вывернутыми нервами⌡, но многие режиссеры считают, что этот способ самый лучший. И пока актера не доведут по-настоящему до состояния депрессии, считают, что он не сделает все правильно. Да, в итоге он сделает, но это . не профессия, а игра со своим здоровьем. Я думаю, и для зрителя это тоже вредно, потому что он чувствует больную энергетику. Для меня искусство . это когда вырастают крылья. Я работала с Ахматом Рашидовичем в двух спектаклях, с потрясающими артистами, легендами, - с Александром Хочинским, Антониной Шурановой, Николаем Ивановым. И я тоже у них училась, но так и не могу принять по сей день эту веру, я болею от этого! и. Когда меня благодарят после таких работ за роль, я уже не испытываю ничего, - настолько я вымотана, опустошена.
Отмечу работу с Алексеем Янковским, который все-таки поставил в нашем театре другой спектакль ²Там живут люди⌡. Это - человек, который открыл для мня новые безграничные горизонты. Это . совершенно другое театральное направление, близко к школе Александра Васильева. Разминки, репетиции с обязательными тренингами у него носили характер ритуала. Именно Янковский убедил меня в том, что ничего не надо бояться, что репетиция . это уже спектакль, что жизнь . тоже спектакль. Он вселял в нас чувство собственной уникальности. И нет никогда никакого страха сделать что-то не так. Он ²отращивал⌡ нам крылья: ты сама себе не верила, что ты так можешь сделать, а сделала. И этот спектакль я действительно тоже люблю.
А школа, данная в театральном институте, она важна, она вспоминается сейчас?
В моем сознании все этапы работы . это школа. И практика оказала на меня большее влияние, чем учеба. Учеба дала только азы и документ, позволяющий работать в профессиональном театре. На сцене после института вновь рождаешься, заново начинаешь дышать.
Но я знаю однокурсников, которые до сих пор живут театральным институтом. И то, что было там, им кажется глубже, интереснее, чем их нынешняя работа.
Театр Сатиры в Вашей жизни первый и единственный?
Да. Нас взяли в театр еще тогда, когда мы были студентами. Перед художественным руководителем Сатиры Владимиром Словохотовым мы сыграли ²Пеппи ДлинныйЧулок⌡, где у меня была роль клоуна. Прозвучала после просмотра в наш адрес традиционная фраза: ²Ребята, вы такие гениальные. Вас надо брать или всем курсом или никого⌡. Пригласил В. Словохотов двоих: Наташу Суфьянову и Лешу Осьминина, . Царство ему небесное. Но совершенно неожиданно мне сказали, что я тоже должна подойти. А я уже готовилась работать в Москве, но Владимир Дмитриевич сумел меня уговорить. Сказал, что ²у нас ставит Виктюк, это то, что нужно! И вообще . театр молодой, талантилвый, и он нем скоро услышат все. И такие молодые побеги, как мы, - это то, что нужно творческому коллективу театра⌡.Конечно, мы были ошеломлены и готовы к бою и к славе. И дальше прозвучала легендарная фраза, которую мы до сих пор вспоминаем и смеемся. Н. Суфьянова сказала: ²Ой, ребята, знаете, чего я больше всего боюсь?.. Славы!⌡ Но оказалось, что бояться нужно было другого, это . очень трудная профессия, жестокая и не всегда твой талант и труд оценивают в полной мере. А у Виктюка мы так и не сыграли, хотя ходили не его репетиции, - он пришел со своими артистами.
Наташа, а почему Вы готовились работать именно в Москве? Столицу покорить труднее, чем наш город, но очень хотелось?
Я родилась в городе Фрунзе, а потом моя мама вышла второй раз замуж за москвича. Так мы оказались в Москве. Я все время болела, до шестого класса школьные учителя приходили ко мне в больницу, и так я училась. Я жила только своим внутренним миром. Школа была для меня чужой. Это был агрессивный мир, где я не находила себе места. И вот однажды мы с классом пошли в театр на спектакль по Тургеневу ²Накануне⌡. Шел он в филиале Малого театра на Ордынке. Там был занят Андрей Хартитонов, сыгравший в фильме ²Овод⌡, в те годы очень популярном. И я не видела ничего, кроме этого артиста. Я, наверное, сходила на этот спектакль около 100 раз. И с каждым разом я понимала последовательно: что есть пьеса, которую они играют, что есть другие артисты, что они еще где-то играют, знала все реплики наизусть. Они были моим миром, миром мечты. Мне очень хотелось оказаться рядом.
Я пошла в театральный. В Щепкинское училище. Я не поступила, и с ужасом ждала, что год закончится, и снова надо будет поступать, - я испытала жуткий стресс на тех экзаменах. Но пошла поступать в Щукинское училище и там один режиссер предложил мне прийти в свой театр-студию, - все равно поступить в Щуку было нереально. Называлась его студия Театр ²Под аркой⌡. Он звал туда людей, которые, на его взгляд, были одаренные, но их забраковало театральное училище.
Два года я занималась там. Я принесла туда свою трудовую книжку, там написали ²артистка⌡ - это было удивительное ощущение: казалось, вот мечта осуществилась, но это была иллюзия. Закончилось все плачевно: театр-студия развалилась. Я пошла работать гримером на Мосфильм, как моя мама. А на следующий год я поняла, что надо действовать: села на поезд и поехала в провинцию. Там поступить мне было очень просто. Поступила в театральные институты в двух городах. Осталась учиться в Воронеже.
Кстати, с этого момента все мои проблемы со здоровьем закончились. Как будто я стала совершенно другим человеком.
Расскажу интересную историю:
У нас в студии был спектакль по Радзинскому ²Я стою у ресторана, - замуж поздно, сдохнуть рано⌡. Я играла третьего персонажа, которого в пьесе нет. Мне казалось, что это был верх совершенства. Все тогда были увлечены Радзинским. И как-то однажды иду я у памятника Пушкину. Мне навстречу идет маленький рыжий человек. И так недвусмысленно улыбается, будто собирается познакомиться. А я про себя заготовила: сразу ответить ²нет⌡. И он не успел ничего сказать, когда я произнесла ²нет⌡. А он спросил две копейки позвонить. Мне стало стыдно, ведь у меня были эти две копейки, я повернулась обратно, сказала: ²Извините, у меня действительно есть две копейки⌡. Конечно, копейки ему были не нужны. Он начинает со мной говорить, про то, где он был, - (а у меня Джон Леннон был на футболке), - что был в Англии, в Америке, видел, где жил Леннон. Потом выясняется, что рядом стоит его машина. Я смущалась. Но я тогда так гордилась, что я артистка, работаю в театре ²Под аркой⌡, у нас есть замечательная пьеса молодого автора, широко известного в театральных кругах Радзинского. И ждала, когда он меня об этом спросит. Но он долго говорил, потом спросил, как меня зовут, сказал, что его зовут Эдуард, и ²давайте завтра встретимся здесь же⌡. Сказал, чтобы я не опаздывала, потому что ²мало ли к чему могут привести полезные знакомства⌡. Я сочла это уж совсем грязными намеками. Согласилась, ушла и через пять минут об этом забыла.
И прошел месяц. По телевизору шла программа про Джигарханяна. О нем рассказывали его коллеги и . Эдвард Радзинский. Я стала вся внимание . я ведь играю его пьесу уже полгода! Посмотрела на экран и поняла, что лицо у него очень знакомое. Наверное, видела в журнале. И вот он смотрит прямо в камеру, встречается со мной глазами, по какому-то поводу улыбается.
Я понимаю, что тогда у памятника Пушкину встретила именно его! И первая мысль была: ²Эх, надо было его привести в театр, там бы все упали!⌡
Теперь если встречу Раздинского, скажу: ²За вами долг - две копейки⌡.
А расскажите интересную историю про телепрограмму ²Западня⌡.
До ²Западни⌡ были программы ²Звездный розыгрыш⌡, и еще программа, где был ²красноухий ведущий⌡, артист Григорьев. Все это программы режиссера Максима Бриуса. Я ведь как вошла в мир этих программ, - стала сниматься в него в качестве ²артиста-разводильщика⌡, - так это назвалось. Артисты, которые разыгрывают людей. Потом я попробовала себя в качестве ведущей. В замысле ²Западни⌡, когда она создавалась, было двое совершенно разных ведущих: молодая актриса и седой, пожилой актер. Я должна была работать в паре с Сергеем Мигицко. Но что-то не получилось, и программу мы стали вести с Лешей Федотовым. Я считаю, что он . лицо программы.
У программы . два лица. Почему свою роль Вы считаете менее значимой?
Я должна отдать должное Алексею, что сейчас он очень много делает для ²Западни⌡. Максим занят другими проектами, а здесь всей творческой частью программы занимается Алексей. Он совмещает в себе много функций, начиная с режиссера, заканчивая непосредственно ее ведением.
Шутки, которые вы совершаете над ничего не подозревающими согражданами, могут быть поняты, как обидная насмешка. Есть ли у программы недоброжелатели?
Каждую шутку разные люди понимают по-разному. Одному это кажется смешным, другому . обидным, третьему . никаким. Поэтому я нормально отношусь к тому, что у нас есть и сторонники и противники. Мне наша передача очень нравится. Я считаю, что она светлая. И то, что ее возглавляет Федотов, человек, который не позволяет себе никогда шутить обидно, вырезает все, что может прозвучать неоднозначно, хотя это в контексте программы очень смешно. С нами пытались сотрудничать москвичи, но ничего не получилось.
Почему?
Они хотели, чтобы мы снимали сюжеты для их московских передач - таких, как наша. И они все время ругались, что наши сюжету совершенно не скандальны. Им нужны были жесткие сюжеты. И я никогда не забуду такой сюжет, где я играла очень неблаговидную роль: девушка с цветами подходит к паре, вручает мужчине букет и кричит, что больше его видеть не хочет, что прекращает с ним все отношения. А в букете . спрятан микрофон, чтобы было слышно все происходящее, что будет после того, когда убежишь. Я переступаю через себя, когда приходится играть в таких историях. А именно с этим сюжетом была такая неприятная история, когда женщина вцепилась в волосы мужчине из-за того, что вот я подбежала с этим букетом. Как они ругались! А когда мы объяснили им, что это . скрытая камера, они долго смеялись и еще часа полтора стояли и смотрели, как мы разыгрываем других. А была другая пара, - такие люди уже в возрасте, солидные, . это настоящая находка для скрытой камеры. Я подлетаю с букетом, вручаю его. Дальше такая сцена. Она . ему так спокойно: ²Это твоя новая секретарша?⌡ Он . ей также же спокойно: ²В первый раз вижу⌡. Выбрасывает цветы в урну, и они идут дальше.
И все-таки что Вы хотите сказать тем, кто не любит программу? Может быть, Вам удастся переубедить своих противников.
Тем, кто считает, что мы обижаем людей, которые к нам идут с открытым сердцем, хотят бескорыстно помочь, я отвечу так: я знаю, чего вы боитесь, когда обвиняете скрытую камеру в ²подставах⌡. Вы боитесь попасть в скрытую камеру в тот момент, когда совершаете неблаговидный поступок. Вы их в жизни совершаете и думаете, что никто не видит. А тут есть шанс, что это увидят все, потому что вы - на глазах у нашей скрытой камеры. Ведь мы же ничего необычного не просим делать. Ну что такого в том, что беременная женщина просит мужчин пронести ее чемодан? Смешной момент заключается в том, что чемодан, который она могла поднять, мужчина поднять не может. В принципе, интуитивно мы выбираем таких людей, которые не отвернутся, а пойдут нам навстречу. Избегаем лиц, которые замкнутые, хмурые.
Хотя если случается такое на наших съемках, если кто-то поступил так, что, увидев это, все его осудят, мы такой материал в эфир не пускаем. Так что я причину неприязни к нашей программе вижу только в скрытых человеческих мотивах.
Но ведь и понятие ²неблаговидной ситуации⌡ тоже у каждого человека свое?
Да, действительно. Вот мы снимали сюжет, как будто мужчина стоит на лестнице и через окно подглядывает в бинокль, что происходит в женском отделении бани. На самом деле там ничего не видно . это окно какого-то гардероба, но интересна сама реакция на его восклицания, что он там ²увидел⌡ и на предложение прохожим залезть и самим посмотреть. Вот если бы я так попалась, я бы полезла посмотреть. Что такого? Просто смешная ситуация, здесь нет ничего обидного ни для кого. И даже глупая шутка, когда лежит кошелек, привязанный за веревочку, его тянут, и ты за ним идешь, - ничего плохого к твоему образу не добавляет. Почему бы не взять ничей кошелек?
А добрых поклонников у вашей программы много?
Много. Мы получаем в свой адрес очень много теплых слов и по почте и на пейджер. Мне хотелось бы, чтобы люди были доброжелательнее, чтобы они более простодушно относились к окружающему миру. Хотя, можно понять наших людей, - ведь вокруг столько проблем. Мы уже стали неотъемлемой частью Петербурга. Скоро, наверное, придется где-нибудь снимать, в каком-то другом месте, потому что здесь нас уже узнают. И реагируют все чаще по-доброму, уже знают, что есть на телевидении такая программа, и радуются тому, что попали в нашу ²скрытую камеру⌡. Однажды Леша Федотов придумал такую шутку: он написал большой плакат ²Сбор подписей за закрытие программы ²Западня⌡ и вышел с ним на улицу. Мы снимали сюжет: он стоит с этим плакатом и всячески ругает нашу программу. И уговаривает людей подписаться. Смешных ситуаций было много. А уж когда Леша стал деньги за подписи предлагать, так люди стали возмущаться, мол, вы . конкурирующая фирма, поэтому и хотите закрыть эту замечательную программу.
Я никогда не забуду один монолог, который мы учили в институте. Что главное в жизни? . Деньги.- Да. Это если их много, а если . мало? . Тогда работа. Работа и деньги взаимосвязаны. Но ты отодвинешь ее на задний план, когда поймешь, какие за эту работу маленькие платят деньги. . Тогда главное . это любовь. . Да, любви не нужны работа и деньги, но ей нужны как минимум два квадратных метра, потому что без этого любовь быстро разбивается. . Тогда главное . здоровье. Монолог заканчивался тем, что если у тебя нет ни одного, ни другого, ни третьего, то остается только чувство юмора. Это такой элемент нашей души, который не позволяет нам утонуть в критических ситуациях.
Ольга КРАСНОВА
Телевидение в профессиональном плане олицетворяется для Натальи скрытой камерой. Потому что она вместе с Алексеем Федотовым ведет программу ²Западня⌡ на канале ²Петербург⌡.
Но ведь так не бывает и это неправильно, если человек приходит сразу к каким-то большим ролям, сложной работе, не пройдя подготовительный этап. К ответственности, которую несет в себе главная роль, нужно быть готовым. Наш разговор с Натальей начался не с театральной деятельности в Сатире и не с сюжетов замечательной ²Западни⌡, а со спектакля, который сыграл в ее творческой судьбе важнейшую роль, - ²Двое в лифте⌡ режиссера Натальи Кроминой по пьесе Сергея Андреева.
Этот спектакль вы играете крайне редко. Вас это печалит?
Да. И это печаль не только моя, - всех, кто участвует в этом проекте. Ведь очень редко бывает так, что получается спектакль, который любишь, который греет тебя, который хочется играть хоть каждый день. А не играем его по понятным причинам: нас там только два персонажа: мужчина и женщина. Игорь Лифанов, который играет в нашем спектакле, сейчас очень много снимается. И у нас нет жестких требований: как хочешь крутись, но приезжай и играй. Поэтому он каждый месяц клянется, что выкроит день, но все не получается. Замечательно, что у человека есть много работы. Но я тем фактом, что время идет, а мы спектакль все не играем и не играем, просто убита. А многие люди, которые спектакля не видели, но наслышаны о нем от других, просто тиранят меня, где же он? Если бы сейчас его показывать, то зал бы не вместил всех желающих, даже если играть его несколько дней подряд. Ведь ²Двое в лифте⌡ - это некая планка, важный жизненный этап для меня.
Как Вы попали в этот проект?
Это очень длинная, непростая, но интересная история. Наталья Кромина, ученица Додина и автор пьесы Сергей Андреев долго искали исполнителей ролей в этом спектакле, около года. Артисты, которых приводил автор к режиссеру, не подходили. Так же и наоборот: Андреев говорил, что написал пьесу не про этих людей. Потом Наталья и Сергей вместе пошли по театрам. Игоря Лифанова им посоветовал один знакомый, когда узнал, что ищут исполнителя роли бандита. И они пошли в БДТ и посмотрели спектакль с Игорем по Аверченко, где он, кстати, играл переодетую женщину. Они сразу поняли, что Игорь им подходит, а вот на женскую роль найти никого все еще не могли. В наш театр они пришли на спектакль ²Васса Железнова⌡, который шел на малой сцене. Там у меня была очень маленькая, но очень трагическая роль, - я играла девушку, которая уже в начале первого акта заканчивает жизнь самоубийством. Роль хоть и невелика, но очень яркая, значимая, трагическая. И мне казалось, что она слишком драматичная, чтобы пригласить меня на спектакль ²Двое в лифте⌡.
Через несколько дней я в составе команды артистов театра Сатиры участвовала в концерте, адресованном общественности нашего города. После выступления подошел ко мне человек в костюме и галстуке и представился автором пьесы ²Двое в лифте⌡ Сергеем Андреевым. А я к тому времени уже ознакомилась с материалом, и долго фантазировала, что же за человек мог написать такое!? Ведь история в пьесе мне не очень понравилась, да и текст был очень жестким, грубым.
А в чем именно это выражается?
Ну, во-первых, мне было непонятно, как во мне увидели то, что там написано, - а если предложили роль, значит я на этот образ похожа. А второго исполнителя я вообще себе нем могла представить. Я никак не могла найти в пьесе место, где он был бы хоть чуточку человечным, хотя прочла ее раз 15. Вообще-то пьеса скандальная. Андреев носил ее во многие театры, но нигде ее к постановке не приняли. Когда я звала уже на готовый спектакль режиссеров из нашего театра, все отказывались прийти. А Лев Додин, когда узнал, что его ученица ее ставит, вообще хотел лишить Наталью диплома. Но Наташа . потрясающе гениальный человек. Она сказала: ²Я знаю, как ее ставить⌡. А вот я не понимала, как это можно сделать. Причем, поняла это лишь тогда, когда на репетиции встретилась с Игорем, и он стал произносить этот текст. Реакция пошла на него, на его исполнение, а не на сам ужасный текст. Я не понимаю, как можно так жестоко унижать женщину... Вообще Игорь . удивительный артист, играть с ним интересно, приятно. При своей суровой внешности он настолько деликатный человек. Вот одна актриса нашего театра, которая смотрела спектакль, правильно сказала: ²Наташа, у тебя такой замечательный партнер. Ведь он трясет над тобой пистолетом, кричит эти похабные слова, а на самом деле боится пылинку с тебя сдуть⌡.
В этом замечательном спектакле есть еще исполнительница женской роли, кроме Вас. А в расчете на кого из вас изначально режиссер ставила спектакль?
В нашем театре в то же время репетировал режиссер, очень любимый мною, Алексей Янковский. И мы с замечательной актрисой Татьяной Кузнецовой должны были играть там две главные женские роли. Выпуск у Янковского совпадал по времени с выпуском ²Двое в лифте⌡. Театр . основное место работы... А я в жизни от работы никогда не отказываюсь. И даже тот материал, который меня так напугал, наоборот вызвал азарт. И чем сложнее преодолеть что-то в профессии, чем на более высокую стену я натыкаюсь, тем мне интереснее. Думаю, что кто-то другой на моем месте отказался бы от ²Двое в лифте⌡ в пользу работы в своем театре, но я этого не смогла сделать. Я предупредила Наташу Кромину, что сложилась такая ситуация, и как ее исправить, я не знаю. Работа отодвигалась из-за поисков артистов почти на год, поэтому больше тянуть с выпуском было нельзя. Наташа решила искать вторую исполнительницу женской роли. Андреев был против поисков вообще. А Наташа, уже устав от поисков предложила Таню Аптикееву, жену Игоря Лифанова, очень талантливую артистку, которую они тоже видели в БДТ в том же спектакле по Аверченко. Мы стали репетировать вместе. А тот спектакль Янковского в нашем театре так и не вышел.
Было ли в театре Сатиры у Вас что-то равнозначное ²Двое в лифте⌡ по значению в актерской судьбе?
В театре в отношении каждого актера складывается какой-то определенный стереотип. Это называется амплуа: когда его видят только в одном конкретном образе и отойти от этого, получить роль противоположного характера, попробовать себя в разных жанрах, очень сложно. И когда все-таки вдруг случается, что ты получаешь что-то необычное для себя, то переступаешь на новую ступень. В театре таких ступеней, к сожалению, мало, - играешь много, а ступеней мало. А этот один спектакль был даже не ступенью, а взлетом. Те, кто видел спектакль, понимает, почему я могу бесконечно рассказывать про этот спектакль. А в своем театре я все работы люблю, но все-таки не так. В нашем театре ничего подобного не было, хотя я много играю, и играю интересные работы, но они не так глубоко переворачивают мою душу и затрагивают меня как человека.
И все-таки какую-то театральную работу Вы можете выделить?
Из своих театральных работ я хочу отметить спектакль ²Васса Железнова⌡. Моя маленькая роль Липочки производила на зрителей огромное впечатление, и поэтому я очень рада, что у меня была эта работа, только за это я и любила роль. Только. Потому что в работе над этой ролью с режиссером Ахматом Байрамкуловым прошла через все круги театрального ада. Я не люблю играть ²вывернутыми нервами⌡, но многие режиссеры считают, что этот способ самый лучший. И пока актера не доведут по-настоящему до состояния депрессии, считают, что он не сделает все правильно. Да, в итоге он сделает, но это . не профессия, а игра со своим здоровьем. Я думаю, и для зрителя это тоже вредно, потому что он чувствует больную энергетику. Для меня искусство . это когда вырастают крылья. Я работала с Ахматом Рашидовичем в двух спектаклях, с потрясающими артистами, легендами, - с Александром Хочинским, Антониной Шурановой, Николаем Ивановым. И я тоже у них училась, но так и не могу принять по сей день эту веру, я болею от этого! и. Когда меня благодарят после таких работ за роль, я уже не испытываю ничего, - настолько я вымотана, опустошена.
Отмечу работу с Алексеем Янковским, который все-таки поставил в нашем театре другой спектакль ²Там живут люди⌡. Это - человек, который открыл для мня новые безграничные горизонты. Это . совершенно другое театральное направление, близко к школе Александра Васильева. Разминки, репетиции с обязательными тренингами у него носили характер ритуала. Именно Янковский убедил меня в том, что ничего не надо бояться, что репетиция . это уже спектакль, что жизнь . тоже спектакль. Он вселял в нас чувство собственной уникальности. И нет никогда никакого страха сделать что-то не так. Он ²отращивал⌡ нам крылья: ты сама себе не верила, что ты так можешь сделать, а сделала. И этот спектакль я действительно тоже люблю.
А школа, данная в театральном институте, она важна, она вспоминается сейчас?
В моем сознании все этапы работы . это школа. И практика оказала на меня большее влияние, чем учеба. Учеба дала только азы и документ, позволяющий работать в профессиональном театре. На сцене после института вновь рождаешься, заново начинаешь дышать.
Но я знаю однокурсников, которые до сих пор живут театральным институтом. И то, что было там, им кажется глубже, интереснее, чем их нынешняя работа.
Театр Сатиры в Вашей жизни первый и единственный?
Да. Нас взяли в театр еще тогда, когда мы были студентами. Перед художественным руководителем Сатиры Владимиром Словохотовым мы сыграли ²Пеппи ДлинныйЧулок⌡, где у меня была роль клоуна. Прозвучала после просмотра в наш адрес традиционная фраза: ²Ребята, вы такие гениальные. Вас надо брать или всем курсом или никого⌡. Пригласил В. Словохотов двоих: Наташу Суфьянову и Лешу Осьминина, . Царство ему небесное. Но совершенно неожиданно мне сказали, что я тоже должна подойти. А я уже готовилась работать в Москве, но Владимир Дмитриевич сумел меня уговорить. Сказал, что ²у нас ставит Виктюк, это то, что нужно! И вообще . театр молодой, талантилвый, и он нем скоро услышат все. И такие молодые побеги, как мы, - это то, что нужно творческому коллективу театра⌡.Конечно, мы были ошеломлены и готовы к бою и к славе. И дальше прозвучала легендарная фраза, которую мы до сих пор вспоминаем и смеемся. Н. Суфьянова сказала: ²Ой, ребята, знаете, чего я больше всего боюсь?.. Славы!⌡ Но оказалось, что бояться нужно было другого, это . очень трудная профессия, жестокая и не всегда твой талант и труд оценивают в полной мере. А у Виктюка мы так и не сыграли, хотя ходили не его репетиции, - он пришел со своими артистами.
Наташа, а почему Вы готовились работать именно в Москве? Столицу покорить труднее, чем наш город, но очень хотелось?
Я родилась в городе Фрунзе, а потом моя мама вышла второй раз замуж за москвича. Так мы оказались в Москве. Я все время болела, до шестого класса школьные учителя приходили ко мне в больницу, и так я училась. Я жила только своим внутренним миром. Школа была для меня чужой. Это был агрессивный мир, где я не находила себе места. И вот однажды мы с классом пошли в театр на спектакль по Тургеневу ²Накануне⌡. Шел он в филиале Малого театра на Ордынке. Там был занят Андрей Хартитонов, сыгравший в фильме ²Овод⌡, в те годы очень популярном. И я не видела ничего, кроме этого артиста. Я, наверное, сходила на этот спектакль около 100 раз. И с каждым разом я понимала последовательно: что есть пьеса, которую они играют, что есть другие артисты, что они еще где-то играют, знала все реплики наизусть. Они были моим миром, миром мечты. Мне очень хотелось оказаться рядом.
Я пошла в театральный. В Щепкинское училище. Я не поступила, и с ужасом ждала, что год закончится, и снова надо будет поступать, - я испытала жуткий стресс на тех экзаменах. Но пошла поступать в Щукинское училище и там один режиссер предложил мне прийти в свой театр-студию, - все равно поступить в Щуку было нереально. Называлась его студия Театр ²Под аркой⌡. Он звал туда людей, которые, на его взгляд, были одаренные, но их забраковало театральное училище.
Два года я занималась там. Я принесла туда свою трудовую книжку, там написали ²артистка⌡ - это было удивительное ощущение: казалось, вот мечта осуществилась, но это была иллюзия. Закончилось все плачевно: театр-студия развалилась. Я пошла работать гримером на Мосфильм, как моя мама. А на следующий год я поняла, что надо действовать: села на поезд и поехала в провинцию. Там поступить мне было очень просто. Поступила в театральные институты в двух городах. Осталась учиться в Воронеже.
Кстати, с этого момента все мои проблемы со здоровьем закончились. Как будто я стала совершенно другим человеком.
Расскажу интересную историю:
У нас в студии был спектакль по Радзинскому ²Я стою у ресторана, - замуж поздно, сдохнуть рано⌡. Я играла третьего персонажа, которого в пьесе нет. Мне казалось, что это был верх совершенства. Все тогда были увлечены Радзинским. И как-то однажды иду я у памятника Пушкину. Мне навстречу идет маленький рыжий человек. И так недвусмысленно улыбается, будто собирается познакомиться. А я про себя заготовила: сразу ответить ²нет⌡. И он не успел ничего сказать, когда я произнесла ²нет⌡. А он спросил две копейки позвонить. Мне стало стыдно, ведь у меня были эти две копейки, я повернулась обратно, сказала: ²Извините, у меня действительно есть две копейки⌡. Конечно, копейки ему были не нужны. Он начинает со мной говорить, про то, где он был, - (а у меня Джон Леннон был на футболке), - что был в Англии, в Америке, видел, где жил Леннон. Потом выясняется, что рядом стоит его машина. Я смущалась. Но я тогда так гордилась, что я артистка, работаю в театре ²Под аркой⌡, у нас есть замечательная пьеса молодого автора, широко известного в театральных кругах Радзинского. И ждала, когда он меня об этом спросит. Но он долго говорил, потом спросил, как меня зовут, сказал, что его зовут Эдуард, и ²давайте завтра встретимся здесь же⌡. Сказал, чтобы я не опаздывала, потому что ²мало ли к чему могут привести полезные знакомства⌡. Я сочла это уж совсем грязными намеками. Согласилась, ушла и через пять минут об этом забыла.
И прошел месяц. По телевизору шла программа про Джигарханяна. О нем рассказывали его коллеги и . Эдвард Радзинский. Я стала вся внимание . я ведь играю его пьесу уже полгода! Посмотрела на экран и поняла, что лицо у него очень знакомое. Наверное, видела в журнале. И вот он смотрит прямо в камеру, встречается со мной глазами, по какому-то поводу улыбается.
Я понимаю, что тогда у памятника Пушкину встретила именно его! И первая мысль была: ²Эх, надо было его привести в театр, там бы все упали!⌡
Теперь если встречу Раздинского, скажу: ²За вами долг - две копейки⌡.
А расскажите интересную историю про телепрограмму ²Западня⌡.
До ²Западни⌡ были программы ²Звездный розыгрыш⌡, и еще программа, где был ²красноухий ведущий⌡, артист Григорьев. Все это программы режиссера Максима Бриуса. Я ведь как вошла в мир этих программ, - стала сниматься в него в качестве ²артиста-разводильщика⌡, - так это назвалось. Артисты, которые разыгрывают людей. Потом я попробовала себя в качестве ведущей. В замысле ²Западни⌡, когда она создавалась, было двое совершенно разных ведущих: молодая актриса и седой, пожилой актер. Я должна была работать в паре с Сергеем Мигицко. Но что-то не получилось, и программу мы стали вести с Лешей Федотовым. Я считаю, что он . лицо программы.
У программы . два лица. Почему свою роль Вы считаете менее значимой?
Я должна отдать должное Алексею, что сейчас он очень много делает для ²Западни⌡. Максим занят другими проектами, а здесь всей творческой частью программы занимается Алексей. Он совмещает в себе много функций, начиная с режиссера, заканчивая непосредственно ее ведением.
Шутки, которые вы совершаете над ничего не подозревающими согражданами, могут быть поняты, как обидная насмешка. Есть ли у программы недоброжелатели?
Каждую шутку разные люди понимают по-разному. Одному это кажется смешным, другому . обидным, третьему . никаким. Поэтому я нормально отношусь к тому, что у нас есть и сторонники и противники. Мне наша передача очень нравится. Я считаю, что она светлая. И то, что ее возглавляет Федотов, человек, который не позволяет себе никогда шутить обидно, вырезает все, что может прозвучать неоднозначно, хотя это в контексте программы очень смешно. С нами пытались сотрудничать москвичи, но ничего не получилось.
Почему?
Они хотели, чтобы мы снимали сюжеты для их московских передач - таких, как наша. И они все время ругались, что наши сюжету совершенно не скандальны. Им нужны были жесткие сюжеты. И я никогда не забуду такой сюжет, где я играла очень неблаговидную роль: девушка с цветами подходит к паре, вручает мужчине букет и кричит, что больше его видеть не хочет, что прекращает с ним все отношения. А в букете . спрятан микрофон, чтобы было слышно все происходящее, что будет после того, когда убежишь. Я переступаю через себя, когда приходится играть в таких историях. А именно с этим сюжетом была такая неприятная история, когда женщина вцепилась в волосы мужчине из-за того, что вот я подбежала с этим букетом. Как они ругались! А когда мы объяснили им, что это . скрытая камера, они долго смеялись и еще часа полтора стояли и смотрели, как мы разыгрываем других. А была другая пара, - такие люди уже в возрасте, солидные, . это настоящая находка для скрытой камеры. Я подлетаю с букетом, вручаю его. Дальше такая сцена. Она . ему так спокойно: ²Это твоя новая секретарша?⌡ Он . ей также же спокойно: ²В первый раз вижу⌡. Выбрасывает цветы в урну, и они идут дальше.
И все-таки что Вы хотите сказать тем, кто не любит программу? Может быть, Вам удастся переубедить своих противников.
Тем, кто считает, что мы обижаем людей, которые к нам идут с открытым сердцем, хотят бескорыстно помочь, я отвечу так: я знаю, чего вы боитесь, когда обвиняете скрытую камеру в ²подставах⌡. Вы боитесь попасть в скрытую камеру в тот момент, когда совершаете неблаговидный поступок. Вы их в жизни совершаете и думаете, что никто не видит. А тут есть шанс, что это увидят все, потому что вы - на глазах у нашей скрытой камеры. Ведь мы же ничего необычного не просим делать. Ну что такого в том, что беременная женщина просит мужчин пронести ее чемодан? Смешной момент заключается в том, что чемодан, который она могла поднять, мужчина поднять не может. В принципе, интуитивно мы выбираем таких людей, которые не отвернутся, а пойдут нам навстречу. Избегаем лиц, которые замкнутые, хмурые.
Хотя если случается такое на наших съемках, если кто-то поступил так, что, увидев это, все его осудят, мы такой материал в эфир не пускаем. Так что я причину неприязни к нашей программе вижу только в скрытых человеческих мотивах.
Но ведь и понятие ²неблаговидной ситуации⌡ тоже у каждого человека свое?
Да, действительно. Вот мы снимали сюжет, как будто мужчина стоит на лестнице и через окно подглядывает в бинокль, что происходит в женском отделении бани. На самом деле там ничего не видно . это окно какого-то гардероба, но интересна сама реакция на его восклицания, что он там ²увидел⌡ и на предложение прохожим залезть и самим посмотреть. Вот если бы я так попалась, я бы полезла посмотреть. Что такого? Просто смешная ситуация, здесь нет ничего обидного ни для кого. И даже глупая шутка, когда лежит кошелек, привязанный за веревочку, его тянут, и ты за ним идешь, - ничего плохого к твоему образу не добавляет. Почему бы не взять ничей кошелек?
А добрых поклонников у вашей программы много?
Много. Мы получаем в свой адрес очень много теплых слов и по почте и на пейджер. Мне хотелось бы, чтобы люди были доброжелательнее, чтобы они более простодушно относились к окружающему миру. Хотя, можно понять наших людей, - ведь вокруг столько проблем. Мы уже стали неотъемлемой частью Петербурга. Скоро, наверное, придется где-нибудь снимать, в каком-то другом месте, потому что здесь нас уже узнают. И реагируют все чаще по-доброму, уже знают, что есть на телевидении такая программа, и радуются тому, что попали в нашу ²скрытую камеру⌡. Однажды Леша Федотов придумал такую шутку: он написал большой плакат ²Сбор подписей за закрытие программы ²Западня⌡ и вышел с ним на улицу. Мы снимали сюжет: он стоит с этим плакатом и всячески ругает нашу программу. И уговаривает людей подписаться. Смешных ситуаций было много. А уж когда Леша стал деньги за подписи предлагать, так люди стали возмущаться, мол, вы . конкурирующая фирма, поэтому и хотите закрыть эту замечательную программу.
Я никогда не забуду один монолог, который мы учили в институте. Что главное в жизни? . Деньги.- Да. Это если их много, а если . мало? . Тогда работа. Работа и деньги взаимосвязаны. Но ты отодвинешь ее на задний план, когда поймешь, какие за эту работу маленькие платят деньги. . Тогда главное . это любовь. . Да, любви не нужны работа и деньги, но ей нужны как минимум два квадратных метра, потому что без этого любовь быстро разбивается. . Тогда главное . здоровье. Монолог заканчивался тем, что если у тебя нет ни одного, ни другого, ни третьего, то остается только чувство юмора. Это такой элемент нашей души, который не позволяет нам утонуть в критических ситуациях.
Ольга КРАСНОВА