статьи |
Давыдова М. Ловись спектакль -- большой и маленький // Время новостей. - ≤186.- 2000. - 14 декабря.
Объявлены номинанты премии "Золотая маска"
В этом году в конкурсе спектаклей драматического театра были установлены две основные номинации: "Лучшие спектакли большой формы" и "Лучшие спектакли малой формы". С "маленькими" спектаклями проблем почти не было. "Черный монах" (московский ТЮЗ) и "Одна абсолютно счастливая деревня" (Мастерская Петра Фоменко) -- неизменные лидеры всех московских театральных опросов. У "Школы для дураков" (петербургские "Балтийский дом" и "Формальный театр") высокий рейтинг согласно опросам питерским. В "Лешем" (петербургский ТЮЗ) и поставленном Адольфом Шапиро "На дне" (Театр-студия Табакова) так много прекрасно сыгранных ролей, что оспаривать место этих спектаклей в афише вряд ли придет кому-то в голову.
Со спектаклями "большой формы" все оказалось сложнее. Особенно с московской частью этой номинации. Начать с того, что из конкурса по формальным причинам был сразу же снят один из безусловных фаворитов прошлого сезона -- "Борис Годунов" Деклана Доннеллана. Его не смогут показать в Москве в дни фестиваля, а это, по существующему положению, лишает постановку права участия в конкурсе. В результате в "большой" номинации оказалось лишь два московских спектакля: сатириконовский "Контрабас" и ленкомовский "Город миллионеров". Первый из них можно отнести к "большим" очень условно -- его действительно играют на большой сатириконовской сцене, но это моноспектакль Константина Райкина; по задачам и приемам он является зрелищем камерным, а отнюдь не большеформатным. Что же до "Города миллионеров", то его присутствие не только в этой номинации, но и в афише вообще выглядит странно, если учесть, что ни поставившие его Роман Самгин и Марк Захаров, ни занятые в нем Инна Чурикова и Армен Джигарханян в частные номинации не попали. Возникает закономерный вопрос, чем же так хорош ленкомовский спектакль, если, с точки зрения экспертов, его режиссура и актерская игра оставляют желать лучшего? Только декорациями Олега Шейнциса (он выдвинут в номинации "Лучший художник")? Но сценография -- даже самая превосходная -- не может служить основанием для того, чтобы включать в конкурс спектакль как таковой. Остается предположить, что экспертам "Город миллионеров" попросту не нравился и его интенсивно "продавливали сверху". Ведь ни для кого не секрет, что решение разделить спектакли на "большие" и "маленькие" было принято секретариатом СТД специально для того, чтобы в афишу фестиваля попадали работы режиссеров, обслуживающих широкую публику, а не только горстку тонких ценителей театрального искусства. Это сулило неизбежный конфликт с экспертами, традиционно недолюбливающими спектакли с коммерческим душком. В результате был достигнут бессмысленный и мало кого радующий компромисс. Во всяком случае, сам "Ленком" вряд ли останется доволен -- такое включение в афишу еще оскорбительнее, чем невключение.
Что касается частных номинаций, то в этом году повторилась история нескольких предшествующих лет: женский конкурс выглядит гораздо слабее мужского. В него, как уже было сказано, не попала Инна Чурикова, которая даже на штампах может переиграть любую соперницу. Но в нем не представлены и считавшиеся реальными претендентками на победу Марина Неелова и Елена Яковлева -- соответственно, Елизавета I и Мария Стюарт из поставленного литовским режиссером Римасом Туминасом спектакля "Современника" "Играем... Шиллера". За этим стоит еще одна интрига. Спектакль "Современника" был, как выяснилось, включен в афишу "Маски", но снят из нее по требованию Галины Волчек. С юридической точки зрения все правильно (театр действительно имеет право "отзывать" свои постановки), но с моральной -- все же нехорошо. Сценическая интерпретация трагедии Шиллера "Мария Стюарт", по мнению многих, стала едва ли не единственной удачей театра за последние много лет, и ее снятие с конкурса можно объяснить лишь банальной ревностью. Спектакли самой Волчек, включая поставленных в том же сезоне, что и Шиллер, "Трех товарищей", ни разу в афишу "Маски" не попадали.
Некоторое недоумение вызвала и номинация "Новация". В этом году помимо заслуживающего всяческих похвал спектакля театра "черноенебобелое" Imitator Dei в нее попал спектакль "Суицид" некогда прописанного в Петербурге театра "Дерево". Вообще-то возглавляющий "Дерево" Антон Адасинский не менее талантлив, чем руководитель черно-белого "неба" Дмитрий Арюпин, но дело в том, что он и его коллектив давно уже проживают не в северной столице России, а в одном из городов Германии. На всех международных фестивалях "Дерево" заявляет себя как немецкий театр, а на родину заезжает лишь изредка с гастролями. С таким же успехом можно было бы включить в балетную номинацию какой-нибудь спектакль Михаила Барышникова. Тоже ведь наш человек. Вместе с тем это странное обстоятельство скорее радует, чем огорчает. Ну, появится у нас еще одна возможность посмотреть работу талантливых людей. Все приятнее, чем разбираться во внутримосковских интригах и делить спектакли не на талантливые и бездарные, а на маленькие и большие.
Марина ДАВЫДОВА
Время Новостей ≤186, 14 декабря 2000
В этом году в конкурсе спектаклей драматического театра были установлены две основные номинации: "Лучшие спектакли большой формы" и "Лучшие спектакли малой формы". С "маленькими" спектаклями проблем почти не было. "Черный монах" (московский ТЮЗ) и "Одна абсолютно счастливая деревня" (Мастерская Петра Фоменко) -- неизменные лидеры всех московских театральных опросов. У "Школы для дураков" (петербургские "Балтийский дом" и "Формальный театр") высокий рейтинг согласно опросам питерским. В "Лешем" (петербургский ТЮЗ) и поставленном Адольфом Шапиро "На дне" (Театр-студия Табакова) так много прекрасно сыгранных ролей, что оспаривать место этих спектаклей в афише вряд ли придет кому-то в голову.
Со спектаклями "большой формы" все оказалось сложнее. Особенно с московской частью этой номинации. Начать с того, что из конкурса по формальным причинам был сразу же снят один из безусловных фаворитов прошлого сезона -- "Борис Годунов" Деклана Доннеллана. Его не смогут показать в Москве в дни фестиваля, а это, по существующему положению, лишает постановку права участия в конкурсе. В результате в "большой" номинации оказалось лишь два московских спектакля: сатириконовский "Контрабас" и ленкомовский "Город миллионеров". Первый из них можно отнести к "большим" очень условно -- его действительно играют на большой сатириконовской сцене, но это моноспектакль Константина Райкина; по задачам и приемам он является зрелищем камерным, а отнюдь не большеформатным. Что же до "Города миллионеров", то его присутствие не только в этой номинации, но и в афише вообще выглядит странно, если учесть, что ни поставившие его Роман Самгин и Марк Захаров, ни занятые в нем Инна Чурикова и Армен Джигарханян в частные номинации не попали. Возникает закономерный вопрос, чем же так хорош ленкомовский спектакль, если, с точки зрения экспертов, его режиссура и актерская игра оставляют желать лучшего? Только декорациями Олега Шейнциса (он выдвинут в номинации "Лучший художник")? Но сценография -- даже самая превосходная -- не может служить основанием для того, чтобы включать в конкурс спектакль как таковой. Остается предположить, что экспертам "Город миллионеров" попросту не нравился и его интенсивно "продавливали сверху". Ведь ни для кого не секрет, что решение разделить спектакли на "большие" и "маленькие" было принято секретариатом СТД специально для того, чтобы в афишу фестиваля попадали работы режиссеров, обслуживающих широкую публику, а не только горстку тонких ценителей театрального искусства. Это сулило неизбежный конфликт с экспертами, традиционно недолюбливающими спектакли с коммерческим душком. В результате был достигнут бессмысленный и мало кого радующий компромисс. Во всяком случае, сам "Ленком" вряд ли останется доволен -- такое включение в афишу еще оскорбительнее, чем невключение.
Что касается частных номинаций, то в этом году повторилась история нескольких предшествующих лет: женский конкурс выглядит гораздо слабее мужского. В него, как уже было сказано, не попала Инна Чурикова, которая даже на штампах может переиграть любую соперницу. Но в нем не представлены и считавшиеся реальными претендентками на победу Марина Неелова и Елена Яковлева -- соответственно, Елизавета I и Мария Стюарт из поставленного литовским режиссером Римасом Туминасом спектакля "Современника" "Играем... Шиллера". За этим стоит еще одна интрига. Спектакль "Современника" был, как выяснилось, включен в афишу "Маски", но снят из нее по требованию Галины Волчек. С юридической точки зрения все правильно (театр действительно имеет право "отзывать" свои постановки), но с моральной -- все же нехорошо. Сценическая интерпретация трагедии Шиллера "Мария Стюарт", по мнению многих, стала едва ли не единственной удачей театра за последние много лет, и ее снятие с конкурса можно объяснить лишь банальной ревностью. Спектакли самой Волчек, включая поставленных в том же сезоне, что и Шиллер, "Трех товарищей", ни разу в афишу "Маски" не попадали.
Некоторое недоумение вызвала и номинация "Новация". В этом году помимо заслуживающего всяческих похвал спектакля театра "черноенебобелое" Imitator Dei в нее попал спектакль "Суицид" некогда прописанного в Петербурге театра "Дерево". Вообще-то возглавляющий "Дерево" Антон Адасинский не менее талантлив, чем руководитель черно-белого "неба" Дмитрий Арюпин, но дело в том, что он и его коллектив давно уже проживают не в северной столице России, а в одном из городов Германии. На всех международных фестивалях "Дерево" заявляет себя как немецкий театр, а на родину заезжает лишь изредка с гастролями. С таким же успехом можно было бы включить в балетную номинацию какой-нибудь спектакль Михаила Барышникова. Тоже ведь наш человек. Вместе с тем это странное обстоятельство скорее радует, чем огорчает. Ну, появится у нас еще одна возможность посмотреть работу талантливых людей. Все приятнее, чем разбираться во внутримосковских интригах и делить спектакли не на талантливые и бездарные, а на маленькие и большие.
Марина ДАВЫДОВА
Время Новостей ≤186, 14 декабря 2000