статьи |
Алла Шарандина. Надувной купол и миф об аргонавтах - в планах Антона Адасинского // Санкт-Петербургские ведомости. - 2003. - 8 апреля.
Сегодня театр 'Дерево' представит зрителям 'Острова в океане' - постановку, номинированную на премию 'Золотая маска'. За несколько дней до премьеры создатель 'Дерева' Антон Адасинский встретился с журналистами в уютной маленькой библиотеке Интернет-клуба Quo Vadis?
- Авария во льдах, - сразу кивнул головой Антон на организаторов гастролей, что-то нервно шепчущих по мобильному телефону в углу библиотеки. - Понимаете, наш паром с декорациями зажат льдом где-то около Финляндии. Мы немного волнуемся, - доверительно объяснил он собравшимся.
И начал отвечать на посыпавшиеся вопросы, первым из которых был: 'Каким вам показался в этот приезд родной город?'
- Ой, и не спрашивайте. Сильные впечатления. Я сегодня подходил к 'Балтийскому дому' у 'Горьковской', где каждую кочку знаю, а там... Люди в окопах, техника какая-то сокрушительная, только взрывов не хватает. Хорошо еще, что я посмотрел под ноги, прежде чем шагнуть через дорожку. На ее месте как раз вырыта траншея, а в ней очень кстати стоит железная арматура. Еще чуть-чуть - и повис бы...
- Не боитесь? - посочувствовали журналисты живущему в Дрездене миму.
- Да ну, мы же отсюда! Так всегда было... Вместо того чтобы вырыть яму на полтора метра, здесь всегда выроют на восемь, а потом разведут руками, когда нужно будет ее засыпать: 'Денег нет!'.
Хотя кое-что изменилось, - продолжает Адасинский. - Появились решительные и ответственные люди, которые готовы взять на себя труд и организовать наши гастроли. Тащить весь этот груз на паромах и пароходах посреди льдов. Ведь раньше как было? Звонят, зовут, без 'Дерева' им и жизнь не жизнь... А как доходит дело до организации... 'Нет, дорогу до Петербурга мы вам оплатить не можем. Зато оплатим проезд от гостиницы до театра! Нет, гонорар мы вам не дадим. Но мы вам предоставим 'УАЗик' и обеспечим обзорную экскурсию по городу!'. Если учесть, что я родился и вырос в Ленинграде, такое предложение по меньшей мере странно.
Да, мы уже давно и официально - немецкий театр. Но мы очень рады, что имеем наконец возможность выступить в России. Главное - показать то, что мы успели сделать. А премии, награды, ордена - это все не так уж важно.
Кстати, у театра 'Дерево', обладателя приза Берлинской академии искусств, немецкого международного фестиваля передвижных театров, Эдинбургского фестиваля, премии Мексиканской ассоциации театральных критиков, 'Гран-при' Белградского фестиваля, из российских знаков почета только Царскосельская премия.
На вопрос о продолжающихся поисках базы для своего театра в Петербурге Адасинский ответил так:
- Постоянно этим занимаюсь. Но очень сложно найти место для 'Дерева'. Много юридических тонкостей. Если их все не знать и не учитывать, то можно оказаться на улице даже после того, как здание будет получено.
В Дрездене нам предлагали большое помещение - в здании бывшей масонской ложи. Мы зашли туда и поняли, что не стоит нам портить историю, которой все дышало в этом доме. Очень сильная энергетика, и не наша, - к чему пытаться ее перебивать?
- А зачем вам вообще эти безнадежные поиски в Петербурге, бюрократическая возня? - озадачила Адасинского одна дама.
- Ну как зачем? Это азартно. И любопытно. Здесь вроде люди чем-то заняты, а ничего не происходит. Вроде бы устал даже смертельно, а эффекта никакого. Настоящий дзен-буддизм. Это страшно интересно: можно попробовать и так, и этак, и даже сяк - все равно не получится. А в Германии попробовал - сделал. И все. Скукота.
Однако мы не теряем надежды. Петербург - очень важный город для нас. И мы бы хотели, чтобы здесь было больше современных театров, театров движения, действия. Во всем огромном Питере я не знаю в этой категории ничего, кроме театра 'Игуан'.
Антон рассказал о своих планах на юбилейные торжества:
- У Вячеслава Полунина (Адасинский выступал с ним несколько лет в составе 'Лицедеев'. - А. Ш.) есть такая идея - поставить огромный надувной купол в Петропавловке и собрать под ним всех монстров - в хорошем смысле слова - андеграунда 1980-х - 1990-х. И 'Лицедеев', и Митьков, которые сейчас рассредоточены по своим квартирам. Купол должен быть высотой метров в 20, а диаметром - в 40, со множеством автономных сцен внутри. Планируем сделать его в начале июля. Но уже сейчас у городской администрации есть сомнения, впишется ли такая идея в концепцию празднования 300-летия города.
Еще Адасинский, скорее всего, будет участвовать в открытии Олимпийских игр-2004 в Афинах.
- Мы будем делать хеппенинг, представляя историю аргонавтов. Правда, мой вариант прочтения этой легенды озадачил организаторов. По моей версии, основной движущей силой этого мифа (как и большинства мифов Древней Греции) является месть. А по их версии - сила и красота. Ясон в представлении греков - первый олимпиец.
Интересно было бы увидеть Ясона в характерной клоунской версии Адасинского. Кстати, не многие знают, что кроме образа маленького человека Аркаши в своем спектакле 'Однажды' Антон Адасинский воплотил перед петербургской публикой еще один незабываемый персонаж: по приглашению Михаила Шемякина он танцевал Дроссельмейера в 'Щелкунчике' на сцене Мариинского театра.
- Шемякин позвонил мне за три дня до премьеры. И смог убедить, что мне действительно необходимо срочно собирать вещи и лететь в Петербург на репетиции. Здесь мне дали 69 треков с музыкой Слонимского, каждый по 30 секунд, и предоставили право работать над хореографией. А я даже запомнить не мог за такое короткое время, что за чем идет, не мог понять, почему после ту-ру-ру сразу слышится пум-пум... В итоге мне пришлось выскакивать на сцену после отмашки человека за кулисами, потому что сам я не соображал, когда мой выход. А еще накануне премьеры Валерий Гергиев сказал мне на репетиции, что нужно занять чем-нибудь паузу во время переоркестровки: 'Понимаешь, люди сидят, смотрят на пустой занавес за такие деньги. Ты бы придумал...' Представляете себе - полторы минуты почти голого экспромта на сцене Мариинского театра, да еще и на фоне 'задника'?! Но, говорят, я справился.
- Ребята, я так по русскому языку соскучился, болтаю постоянно. Вы меня прерывайте, - извиняется за 'лирическое отступление' лидер 'Дерева'. - Ведь в Германии мы живем в полном вакууме, потому что языка не знаем. Сначала хотели выучить, а потом решили, что, может, так будет лучше.
Вакуум 'Дерева' иногда заполняет музыка. Но не классическая, поп или рок, а шумовые эксперименты:
- Мне нравятся, например, диски со звуками того, как человек жует яблоко, в которое вмонтированы двадцать микрофонов. Или еще лучше: как корабль бьется о причал, и кричат чайки. 'Организованную' музыку я, наверное, переслушал в свое время... - вздыхает Антон Адасинский.
Алла Шарандина
"Санкт-Петербургские ведомости", 8 апреля 2003
- Авария во льдах, - сразу кивнул головой Антон на организаторов гастролей, что-то нервно шепчущих по мобильному телефону в углу библиотеки. - Понимаете, наш паром с декорациями зажат льдом где-то около Финляндии. Мы немного волнуемся, - доверительно объяснил он собравшимся.
И начал отвечать на посыпавшиеся вопросы, первым из которых был: 'Каким вам показался в этот приезд родной город?'
- Ой, и не спрашивайте. Сильные впечатления. Я сегодня подходил к 'Балтийскому дому' у 'Горьковской', где каждую кочку знаю, а там... Люди в окопах, техника какая-то сокрушительная, только взрывов не хватает. Хорошо еще, что я посмотрел под ноги, прежде чем шагнуть через дорожку. На ее месте как раз вырыта траншея, а в ней очень кстати стоит железная арматура. Еще чуть-чуть - и повис бы...
- Не боитесь? - посочувствовали журналисты живущему в Дрездене миму.
- Да ну, мы же отсюда! Так всегда было... Вместо того чтобы вырыть яму на полтора метра, здесь всегда выроют на восемь, а потом разведут руками, когда нужно будет ее засыпать: 'Денег нет!'.
Хотя кое-что изменилось, - продолжает Адасинский. - Появились решительные и ответственные люди, которые готовы взять на себя труд и организовать наши гастроли. Тащить весь этот груз на паромах и пароходах посреди льдов. Ведь раньше как было? Звонят, зовут, без 'Дерева' им и жизнь не жизнь... А как доходит дело до организации... 'Нет, дорогу до Петербурга мы вам оплатить не можем. Зато оплатим проезд от гостиницы до театра! Нет, гонорар мы вам не дадим. Но мы вам предоставим 'УАЗик' и обеспечим обзорную экскурсию по городу!'. Если учесть, что я родился и вырос в Ленинграде, такое предложение по меньшей мере странно.
Да, мы уже давно и официально - немецкий театр. Но мы очень рады, что имеем наконец возможность выступить в России. Главное - показать то, что мы успели сделать. А премии, награды, ордена - это все не так уж важно.
Кстати, у театра 'Дерево', обладателя приза Берлинской академии искусств, немецкого международного фестиваля передвижных театров, Эдинбургского фестиваля, премии Мексиканской ассоциации театральных критиков, 'Гран-при' Белградского фестиваля, из российских знаков почета только Царскосельская премия.
На вопрос о продолжающихся поисках базы для своего театра в Петербурге Адасинский ответил так:
- Постоянно этим занимаюсь. Но очень сложно найти место для 'Дерева'. Много юридических тонкостей. Если их все не знать и не учитывать, то можно оказаться на улице даже после того, как здание будет получено.
В Дрездене нам предлагали большое помещение - в здании бывшей масонской ложи. Мы зашли туда и поняли, что не стоит нам портить историю, которой все дышало в этом доме. Очень сильная энергетика, и не наша, - к чему пытаться ее перебивать?
- А зачем вам вообще эти безнадежные поиски в Петербурге, бюрократическая возня? - озадачила Адасинского одна дама.
- Ну как зачем? Это азартно. И любопытно. Здесь вроде люди чем-то заняты, а ничего не происходит. Вроде бы устал даже смертельно, а эффекта никакого. Настоящий дзен-буддизм. Это страшно интересно: можно попробовать и так, и этак, и даже сяк - все равно не получится. А в Германии попробовал - сделал. И все. Скукота.
Однако мы не теряем надежды. Петербург - очень важный город для нас. И мы бы хотели, чтобы здесь было больше современных театров, театров движения, действия. Во всем огромном Питере я не знаю в этой категории ничего, кроме театра 'Игуан'.
Антон рассказал о своих планах на юбилейные торжества:
- У Вячеслава Полунина (Адасинский выступал с ним несколько лет в составе 'Лицедеев'. - А. Ш.) есть такая идея - поставить огромный надувной купол в Петропавловке и собрать под ним всех монстров - в хорошем смысле слова - андеграунда 1980-х - 1990-х. И 'Лицедеев', и Митьков, которые сейчас рассредоточены по своим квартирам. Купол должен быть высотой метров в 20, а диаметром - в 40, со множеством автономных сцен внутри. Планируем сделать его в начале июля. Но уже сейчас у городской администрации есть сомнения, впишется ли такая идея в концепцию празднования 300-летия города.
Еще Адасинский, скорее всего, будет участвовать в открытии Олимпийских игр-2004 в Афинах.
- Мы будем делать хеппенинг, представляя историю аргонавтов. Правда, мой вариант прочтения этой легенды озадачил организаторов. По моей версии, основной движущей силой этого мифа (как и большинства мифов Древней Греции) является месть. А по их версии - сила и красота. Ясон в представлении греков - первый олимпиец.
Интересно было бы увидеть Ясона в характерной клоунской версии Адасинского. Кстати, не многие знают, что кроме образа маленького человека Аркаши в своем спектакле 'Однажды' Антон Адасинский воплотил перед петербургской публикой еще один незабываемый персонаж: по приглашению Михаила Шемякина он танцевал Дроссельмейера в 'Щелкунчике' на сцене Мариинского театра.
- Шемякин позвонил мне за три дня до премьеры. И смог убедить, что мне действительно необходимо срочно собирать вещи и лететь в Петербург на репетиции. Здесь мне дали 69 треков с музыкой Слонимского, каждый по 30 секунд, и предоставили право работать над хореографией. А я даже запомнить не мог за такое короткое время, что за чем идет, не мог понять, почему после ту-ру-ру сразу слышится пум-пум... В итоге мне пришлось выскакивать на сцену после отмашки человека за кулисами, потому что сам я не соображал, когда мой выход. А еще накануне премьеры Валерий Гергиев сказал мне на репетиции, что нужно занять чем-нибудь паузу во время переоркестровки: 'Понимаешь, люди сидят, смотрят на пустой занавес за такие деньги. Ты бы придумал...' Представляете себе - полторы минуты почти голого экспромта на сцене Мариинского театра, да еще и на фоне 'задника'?! Но, говорят, я справился.
- Ребята, я так по русскому языку соскучился, болтаю постоянно. Вы меня прерывайте, - извиняется за 'лирическое отступление' лидер 'Дерева'. - Ведь в Германии мы живем в полном вакууме, потому что языка не знаем. Сначала хотели выучить, а потом решили, что, может, так будет лучше.
Вакуум 'Дерева' иногда заполняет музыка. Но не классическая, поп или рок, а шумовые эксперименты:
- Мне нравятся, например, диски со звуками того, как человек жует яблоко, в которое вмонтированы двадцать микрофонов. Или еще лучше: как корабль бьется о причал, и кричат чайки. 'Организованную' музыку я, наверное, переслушал в свое время... - вздыхает Антон Адасинский.
Алла Шарандина
"Санкт-Петербургские ведомости", 8 апреля 2003