Сергей Мурзин |
'АРТИСТОВ НАДО ЛЮБИТЬ... ЧЕМ БОЛЬШЕ, - ТЕМ ЛУЧШЕ'
Так получается, что многие вещи, попадающие в наш дом через экран телевизора, становятся, как родные. Вот посмотришь, например, фильм - один, другой, если сериал, - так и штук тридцать подряд серий, и привыкаешь к людям, что прожили с тобою часть судьбой отпущенных часов. Так актеры становятся узнаваемыми, так приобретается ни с чем не сравнимая, никакими званиями не компенсируемая народная любовь.
Сергей МУРЗИН - из тех самых киногероев. Из тех, которые стали 'своими' всем и каждому в процессе долгого телевизионного общения. В 'Убойной силе' - он Боря Кравченко, друг милиционера Плахова - вроде бы бандит, но человек добрый и симпатичный. И во многих фильмах Сергею пришлось играть людей этой 'профессии'. Вот, например, в 'Брате' его герой - совершенно ужасен. Так что разные бывают ситуации в кино, как и в жизни.
А в жизни и на театральной сцене он умеет делать сумасшедшие трюки с огнем, ножами и ходить по стеклам. И насмешить, и грустную песню спеть: Так может тот, кто знает в жизни цену своему труду, и помнит то, что всего надо было достигать и в постоянно поддерживать ценой огромного труда и движения по пути к своей - пусть кажущейся наивной - мечте.
:Был в моей жизни поселок Цементнозаводской, - это город Воркута разбит на разные поселки, и наш - самый отдаленный, куда автобус ходит реже, чем раз в час. Кругом тундра. Там 14 лет и пролетело. Там я закончил Музыкальную школу. Потом мы с родителями переехали в город Курган. В детстве кем только ни хотелось стать: и капитаном дальнего плавания и врачом: Сказочные такие мечты. И вот в один прекрасный момент, когда мне было лет 14, я понял: чтобы стать и тем, и другим, и третьим, надо быть артистом. Прожить много жизней.
Можно ли, припомнив список уже сыгранных ролей, сказать, что мечта сбылась?
На данный период времени уже - да.
Какие именно это образы?
Учитывая то, что мечты были сказочные, я рад тому, что много удалось поучаствовать в детских спектаклях. Я до сих пор безумно люблю сказки и мультики смотреть. Работая в Детской Филармонии в свое время, я сыграл несколько ролей в спектакле 'Конек-горбунок': был и старшим братом, и рыбой-китом. Это уже много. А сказок там было - море. Всех не вспомнишь. Вот 'Золушку' еще назову, отца ее я там играл:
Когда же это было?
Это был период обучения в нашей Петербургской Театральной Академии. Я поступил на курс Игоря Богданова и Бориса Войцеховского, который и набирался при Детской филармонии. И мы с первого курса работали в елочных компаниях: я сыграл там и Бабу-Ягу, и из Двенадцати Месяцев - практически всех, кроме января и декабря. Много всего было.
А в кино такое же разнообразие? Ведь часто зритель не имеет правильного представления об актере, потому что видит только в однотипных ролях. Вы, например, для многих - только бандит, который на джипе ездит:
Я был и шофером, нормальным деревенским парнем, в двухсерийном фильме по роману Тендрякова 'Кончина', снятом в 88 году. Меня пригласили туда, когда я еще был студентом Ярославского театрального института. Потом я сыграл метрдотеля в фильме 'Тело'. Потом был белогвардейским офицером в 'Бесконечности' Марлена Хуциева. Потом был Карл Беккер во французской версии фильма 'Молодой Шуман', который в российском прокате назвался 'Роберт и Клара'. Вот как можно играть великого пианиста? Я, конечно, знаю нотную грамоту, но так, чтобы играть, как Карл Беккер: Но все-таки получилось. Японцы приезжали к нам снимать художественно-документальное кино, как у них это называется, про 'Могучую кучку'. Они подобрали русских актеров, одели в костюмы, поставили интерьер, и мы разыгрывали сцены, основанные на информации из подлинных материалов той эпохи: газет, журналов. Я сыграл роль основателя 'Могучей кучки' Балакирева. Но это фильм только для Японии.
Получается, что много таких фильмов, которые зритель не видит по ряду независящих ни от Вас, ни от его нелюбознательности, причин? Всего их сколько? Кто-то насчитал штук 27 или больше?..
Я не считаю фильмы: ну есть они - и хорошо. Мое дело играть, а не вести учет. Подсчетами занимается бухгалтерия. Вот когда мне предстоит сыграть бухгалтера, тогда я, может, потренируюсь на высчитывании точной цифры количества фильмов.
Но, думается, работы настоящей бухгалтерии Вы задаете! Признайтесь, Вы ведь дорогой артист:
Я бы так не сказал, что я - дорогой артист. Скорее, нет. Недорогой.
Но все-таки Вы уже на той стадии популярности, когда позволяете себе отказываться от чем-то не устраивающих предложений?
Я отказываюсь от того, что мне не нравится. И это отказы совсем не по финансовым вопросам, а по художественным, например, если мне не нравится отношение съемочной группы к артистам. Наша профессия не столь обширна, нас, артистов, мало. Если кого-то где-то эта съемочная группа обидела, все сразу же становится известно, и уже с этой группой никто не работает, им приходится набирать студентов. Слава Богу, лично у меня, таких прецедентов, таких обид, еще не было. Я могу отказаться, если мне не нравится сценарий, если для создания образа, которого мне предлагают, вне зависимости от того, кто это: новый русский, киллер, милиционер, бандит, - а я сейчас все время играю именно таких людей, - просто используется фактура, и больше нет ничего:
Нечего играть?
Да. Любой 'новый русский', 'бандит' - это, прежде всего, просто человек, а потом уже - должность и место в иерархии. И здесь надо искать смысл роли, этого образа в истории. А когда тебе говорят: 'Здесь ничего играть не надо, встань сюда и нахмурь брови:', - я ухожу из такого проекта. Когда начинал, наверное, и нужны были такие роли, а сейчас это уже не интересно. Хочется подумать, прежде чем нахмурить бровь.
Сталкивались ли Вы в своей творческой биографии с отказом тех или иных режиссеров работать с Вами по причине раскрученности Вашего образа из сериала? Ведь многим Вашим коллегам приклеен ярлык 'сериальный актер', и это им мешает:
Да, есть такие актеры, к сожалению. Но такая позиция некоторых режиссеров в корне неправильна. Сериал - это тот же самый фильм. Конечно, зритель может воспринимать того или иного актера через призму только сериального образа, но, с другой стороны, если сценарий написан правильно, и работа с актером проведена интересная, то он никогда не будет ассоциироваться только с этим персонажем. Хотя вон в Америке Си-Си Кепфелл, персонаж 'Санта-Барбары'- народный герой, а Джордж Клуни - самый высокооплачиваемый киноактер. Когда мы дойдем до того, что мы будем получать примерно такие же гонорары, что и у них: Будет всем очень хорошо: Да, я играл небольшие роли во всех сериалах. И это тоже опыт, каждая роль интересна. Вот, например, сыграл в сериале 'Крот' начальника отдела УФСБ по борьбе с организованной преступностью, человека, который вербует главного героя, подставляет его, ломает его жизнь. С одной стороны, тип - ужасно мерзкий, но, при этом, он - суперпрофессионал. И роль эта, хоть и сериальная, совсем не проста. А вообще-то у меня такого не было, чтобы мне кто-то сказал: 'Я знаю Вас по 'Убойной силе' - и по-другому не представляю и видеть не хочу'. Хотя, когда говорят о моих ролях, первым делом вспоминают не этот сериал, а фильм 'Брат', где я играл бандита по кличке Круглый. У всех режиссеров, кто со мной знакомится, возникает вопрос: 'А поговорки в фильме Вы сами придумывали?'
Сейчас перед Вами, конечно, не режиссер, но все же: Поговорки-то в фильме Вы сами придумывали?
Нет, не сам. Их выбирал режиссер фильма Алексей Балабанов. Он сидел на площадке с огромным талмудом. Делался дубль, он просил сказать ту или иную поговорку, я говорил, он отбраковывал все неподходящее. Так вот, путем проб и ошибок, получился тот самый - циничный, милый и ласковый - бандит. Самый, наверное, 'добрый' - в жирных кавычках - из всех персонажей. Я сам, когда впервые увидел фильм, то подумал: 'Вот сволочь какая! Чего же его так долго убить-то не могли!' Я даже не смотрел за своей игрой, а наблюдал за героем, как простой зритель. Видно, получилось что-то, если я сам на себя так смотрел.
А какой образ увидел Алексей Балабанов, что пригласил Вас в 'Брата'?
Никакого образа он не смотрел, потому что это был 1996 год, я только что закончил Театральную Академию, восемь месяцев был безработным артистом, перебиваясь случайными концертами. Однажды меня позвали в 'Театр Буфф' на день рождения. И за разговором выяснилось, что коллективу 'Буфф-3' требуется артист. Мы поговорили с Борисом Уваровым, режиссером программы 'На легкой волне'. Когда он узнал, что я умею делать, то сказал, что это было бы интересно использовать. Проработал я в театре всего пару месяцев до того момента, когда за чем-то просто зашел на киностудию. Подошла там ко мне ассистент режиссера по актерам и говорит: 'Мы начинаем снимать фильм с режиссером Алексеем Балабановым. Пойдем, у нас там кастинг'. Когда подошла моя очередь, я зашел в кабинет, где Балабанов беседовал с актерами, и сразу с порога услышал: 'Вот! Это - Круглый'! Так я попал на эту роль. Наверное, это произошло потому, что у меня физиономия круглая, я ходил тогда в длинном кашемировом пальто, в красном пиджаке:
Зная, что Вы сейчас творите на сцене, хотелось бы узнать, что именно решил использовать режиссер 'Буффа' в своей программе?
Вобщем-то, то же самое. Я поступил на первый курс Театральной Академии, уже умея ходить по стеклу, дышать огнем и глотать ножи. Я и был на курсе единственный артист оригинального жанра, когда поступал. Потом, правда, амплуа это стало более расплывчатым, потому что в Театральной Академии учили всему, что может быть связано с понятием 'эстрада'. И когда я выпускался, я уже был обозначен, как 'артист-вокалист оригинального жанра'. Поэтому я умел неплохо петь, играть на музыкальных инструментах, типа баяна или гитары, конечно, делать свои номера со стеклами, ножами и огнем. И я стал работать в программе 'На легкой волне', в 1997 году мы ее выпустили и стали лауреатами фестиваля сатиры и юмора 'Золотой Остап'.
А в драматических спектаклях 'Буффа' Вас что, не занимали?
Почему же. Были и спектакли: 'Одна ночь из жизни женщины', 'Искушение Жанны', 'Лекарь поневоле'. И были еще замечательные сказки: 'Новогодние приключения Аладдина', где я играл султана, 'Приключения Геркулеса', где я был Зевсом. Это же счастье для актера: сыграть хоть и старого, но Бога.
Продолжим в ироничном ключе: в этот момент детско-философская мечта о множестве жизней сбылась более, чем в 'Коньке-горбунке' или 'Золушке' - даже с лихвой:
И без иронии тоже - да, сбылась. Чего я хотел, того и добился. У меня есть любимая профессия, я работаю и зарабатываю на жизнь. И, слава Богу, что меня кто-то помнит, и где-то приглашают.
Вернемся к Вашему индивидуальному творчеству, называемому невнятным термином 'оригинальный жанр' - это значит, когда Вы зрителя заставляете в себя ножами кидаться и как из печки жаром пламени близко сидящих обдаете... В нашем городе еще кто-нибудь показывает такие номера?
Есть замечательная цирковая пара Звягиных. И еще есть одна цирковая пара. Но все они именно цирковые артисты, а из актеров, которые работают в спектаклях, на эстраде, - только я один такой.
Какого труда все это стоит?
Каждый день час - полтора обязательного труда. Ведь все это связано в риском для здоровья, и не столько для своего собственного, сколько для окружающих, потому что огонь может кого-нибудь из зрителей обжечь. О себе-то все продумано, все отработано до мелочей, даже если получается какая-то царапина, то она незаметна. Я работаю один, моими ассистентами являются зрители. И человек, выходящий из зала, он же неподготовленный, он может легко порезаться ножом, потому что всегда интересно всем, насколько нож острый, - а он очень хорошо заточен. Или, встав на стекло в ботинках, люди режут себе, как ни странно, руки.
Случалось ли такое, что реакция зрителей на Ваше выступление была неадекватной?
Было однажды, что поднялась на сцену девушка, которой было поручено покидать в меня ножи. Когда она увидела, что эти ножи действительно от меня отскакивали, она решила, что надо попробовать по-другому, и изо всех сил стала в меня эти ножи втыкать. Правда, и это я выдержать смог. Вообще-то в тот момент, когда я работаю, я трудно что-то запоминаю, я работаю практически на автомате, слежу только за тем, чтобы ничего не произошло ни с окружающими, ни с интерьером. Поэтому все, что происходит, мне потом рассказывают, а я сам ничего не слышу и не вижу.
Сейчас Вас уже не увидишь на сцене 'Буффа', но Вы выходите на сцену 'Чаплин-клуба' вместе со своими коллегами по 'Смешному театрику'. Расскажите об этой работе.
Жанр, котором работает 'Смешной театрик' - это жанр кафешантана, редкий сейчас на нашей эстраде жанр. Он подразумевает прямое общение со зрителем отдыхающим, жующим и выпивающим. Но, другое дело, что нам просто необходимо тянуть этого зрителя на сцену, чтобы он забывал про свой бутерброд. Для того чтобы люди могли расслабиться, поднять бокалы, у нас в программе существует несколько песен, а в остальное время мы все зрительское внимание от тарелки переносим на себя. Так построена эта программа нашим режиссером Борисом Уваровым, он же - режиссер театра 'Лицедеи'. Мы с ним сотрудничаем с 1996 года.
Из кого состоит ваш коллектив?
Это все те ребята, к которым я пришел в 'Буфф-3'. В один прекрасный момент нам стало тесно в 'Буффе' - по многим причинам: финансового плана, съемок в кино, а, кроме того, еще и некоторых неприятных фактов. Вот нас, восемь человек, и организовали товарищество 'Смешной театрик'.
Номера программы раз от раза остаются неизменными, или есть варианты?
Есть несколько ключевых номеров, например, 'Хоры России'. Но в каждой программе мы варьируем номера, их у нас уже очень много, и, конечно же, стараемся, чтобы даже постоянные зрители каждый раз могли увидеть что-то новенькое.
В последнее время появилась еще одна работа - в спектакле 'Я должен убрать президента' недавно состоялась Ваша премьера. Сложно было после нескольких лет работы только на эстраде вернуться к драматическому искусству?
До того момента, как я сыграл в этом спектакле, я не выходил на сцену в драматическом театре уже три года. Срок немалый, поэтому мне было нелегко. Но многое в нашей профессии зависит от того, в какой коллектив ты попадаешь. Я играю в этом спектакле большую, серьезную роль, поэтому мне очень важно, чтобы между всеми артистами было профессиональное и человеческое взаимопонимание. На сцене без этого очень сложно. В 'Президенте' все удалось: пьеса, режиссер, актерский ансамбль, - все сошлось, и получился спектакль, который очень нравится зрителям. Я еще играл его в нашем городе только раз, и вообще у меня еще было только 4 спектакля. И все равно, несмотря на все трудности, на премьерность моего выхода, я почувствовал, что с такой командой, какая собралась на этот спектакль, можно очень многое сделать. Мне приятно быть на сцене вместе с профессионалами высокого уровня. Безусловно, учиться у них - это жизненная необходимость для любого актера с каждой своей работой набираться опыта, учиться у коллег, у режиссера. Кстати, я считаю что Александр Синотов поставил замечательный спектакль. При том, что мы находимся в условиях антрепризы, у этого проекта высокий художественный уровень - вопреки мнению, что антреприза - это халтура. Одним словом, я счастлив, что творческое объединение 'Арт-Питер' дало мне эту возможность - играть в спектакле 'Я должен убрать президента'!
Есть ли у Вас какой-нибудь кодекс актерской чести?
Надо всегда быть порядочным по отношению к артистам, друзьям-артистам, братьям-артистам. Нравится тебе их работа, которую ты увидел, или нет, обсуждать ее нельзя; для этого существуют критики. Если что-то у артиста не получается, он сам это чувствует, сам про это знает. Если спросит, - скажи, но сам не навязывайся. Артистов надо любить и хвалить. Чем больше, - тем лучше. У меня много друзей, и я точно знаю, что все гадости, что выдумывают про артистов, говорят люди, далекие от этой профессии, чужие, посторонние. Делается это ради саморекламы, ради денег, но нельзя же так... Хотя, знаете, и мстить этим людям тоже нельзя, потому надо быть выше этого.
Ольга КРАСНОВА
Сергей МУРЗИН - из тех самых киногероев. Из тех, которые стали 'своими' всем и каждому в процессе долгого телевизионного общения. В 'Убойной силе' - он Боря Кравченко, друг милиционера Плахова - вроде бы бандит, но человек добрый и симпатичный. И во многих фильмах Сергею пришлось играть людей этой 'профессии'. Вот, например, в 'Брате' его герой - совершенно ужасен. Так что разные бывают ситуации в кино, как и в жизни.
А в жизни и на театральной сцене он умеет делать сумасшедшие трюки с огнем, ножами и ходить по стеклам. И насмешить, и грустную песню спеть: Так может тот, кто знает в жизни цену своему труду, и помнит то, что всего надо было достигать и в постоянно поддерживать ценой огромного труда и движения по пути к своей - пусть кажущейся наивной - мечте.
:Был в моей жизни поселок Цементнозаводской, - это город Воркута разбит на разные поселки, и наш - самый отдаленный, куда автобус ходит реже, чем раз в час. Кругом тундра. Там 14 лет и пролетело. Там я закончил Музыкальную школу. Потом мы с родителями переехали в город Курган. В детстве кем только ни хотелось стать: и капитаном дальнего плавания и врачом: Сказочные такие мечты. И вот в один прекрасный момент, когда мне было лет 14, я понял: чтобы стать и тем, и другим, и третьим, надо быть артистом. Прожить много жизней.
Можно ли, припомнив список уже сыгранных ролей, сказать, что мечта сбылась?
На данный период времени уже - да.
Какие именно это образы?
Учитывая то, что мечты были сказочные, я рад тому, что много удалось поучаствовать в детских спектаклях. Я до сих пор безумно люблю сказки и мультики смотреть. Работая в Детской Филармонии в свое время, я сыграл несколько ролей в спектакле 'Конек-горбунок': был и старшим братом, и рыбой-китом. Это уже много. А сказок там было - море. Всех не вспомнишь. Вот 'Золушку' еще назову, отца ее я там играл:
Когда же это было?
Это был период обучения в нашей Петербургской Театральной Академии. Я поступил на курс Игоря Богданова и Бориса Войцеховского, который и набирался при Детской филармонии. И мы с первого курса работали в елочных компаниях: я сыграл там и Бабу-Ягу, и из Двенадцати Месяцев - практически всех, кроме января и декабря. Много всего было.
А в кино такое же разнообразие? Ведь часто зритель не имеет правильного представления об актере, потому что видит только в однотипных ролях. Вы, например, для многих - только бандит, который на джипе ездит:
Я был и шофером, нормальным деревенским парнем, в двухсерийном фильме по роману Тендрякова 'Кончина', снятом в 88 году. Меня пригласили туда, когда я еще был студентом Ярославского театрального института. Потом я сыграл метрдотеля в фильме 'Тело'. Потом был белогвардейским офицером в 'Бесконечности' Марлена Хуциева. Потом был Карл Беккер во французской версии фильма 'Молодой Шуман', который в российском прокате назвался 'Роберт и Клара'. Вот как можно играть великого пианиста? Я, конечно, знаю нотную грамоту, но так, чтобы играть, как Карл Беккер: Но все-таки получилось. Японцы приезжали к нам снимать художественно-документальное кино, как у них это называется, про 'Могучую кучку'. Они подобрали русских актеров, одели в костюмы, поставили интерьер, и мы разыгрывали сцены, основанные на информации из подлинных материалов той эпохи: газет, журналов. Я сыграл роль основателя 'Могучей кучки' Балакирева. Но это фильм только для Японии.
Получается, что много таких фильмов, которые зритель не видит по ряду независящих ни от Вас, ни от его нелюбознательности, причин? Всего их сколько? Кто-то насчитал штук 27 или больше?..
Я не считаю фильмы: ну есть они - и хорошо. Мое дело играть, а не вести учет. Подсчетами занимается бухгалтерия. Вот когда мне предстоит сыграть бухгалтера, тогда я, может, потренируюсь на высчитывании точной цифры количества фильмов.
Но, думается, работы настоящей бухгалтерии Вы задаете! Признайтесь, Вы ведь дорогой артист:
Я бы так не сказал, что я - дорогой артист. Скорее, нет. Недорогой.
Но все-таки Вы уже на той стадии популярности, когда позволяете себе отказываться от чем-то не устраивающих предложений?
Я отказываюсь от того, что мне не нравится. И это отказы совсем не по финансовым вопросам, а по художественным, например, если мне не нравится отношение съемочной группы к артистам. Наша профессия не столь обширна, нас, артистов, мало. Если кого-то где-то эта съемочная группа обидела, все сразу же становится известно, и уже с этой группой никто не работает, им приходится набирать студентов. Слава Богу, лично у меня, таких прецедентов, таких обид, еще не было. Я могу отказаться, если мне не нравится сценарий, если для создания образа, которого мне предлагают, вне зависимости от того, кто это: новый русский, киллер, милиционер, бандит, - а я сейчас все время играю именно таких людей, - просто используется фактура, и больше нет ничего:
Нечего играть?
Да. Любой 'новый русский', 'бандит' - это, прежде всего, просто человек, а потом уже - должность и место в иерархии. И здесь надо искать смысл роли, этого образа в истории. А когда тебе говорят: 'Здесь ничего играть не надо, встань сюда и нахмурь брови:', - я ухожу из такого проекта. Когда начинал, наверное, и нужны были такие роли, а сейчас это уже не интересно. Хочется подумать, прежде чем нахмурить бровь.
Сталкивались ли Вы в своей творческой биографии с отказом тех или иных режиссеров работать с Вами по причине раскрученности Вашего образа из сериала? Ведь многим Вашим коллегам приклеен ярлык 'сериальный актер', и это им мешает:
Да, есть такие актеры, к сожалению. Но такая позиция некоторых режиссеров в корне неправильна. Сериал - это тот же самый фильм. Конечно, зритель может воспринимать того или иного актера через призму только сериального образа, но, с другой стороны, если сценарий написан правильно, и работа с актером проведена интересная, то он никогда не будет ассоциироваться только с этим персонажем. Хотя вон в Америке Си-Си Кепфелл, персонаж 'Санта-Барбары'- народный герой, а Джордж Клуни - самый высокооплачиваемый киноактер. Когда мы дойдем до того, что мы будем получать примерно такие же гонорары, что и у них: Будет всем очень хорошо: Да, я играл небольшие роли во всех сериалах. И это тоже опыт, каждая роль интересна. Вот, например, сыграл в сериале 'Крот' начальника отдела УФСБ по борьбе с организованной преступностью, человека, который вербует главного героя, подставляет его, ломает его жизнь. С одной стороны, тип - ужасно мерзкий, но, при этом, он - суперпрофессионал. И роль эта, хоть и сериальная, совсем не проста. А вообще-то у меня такого не было, чтобы мне кто-то сказал: 'Я знаю Вас по 'Убойной силе' - и по-другому не представляю и видеть не хочу'. Хотя, когда говорят о моих ролях, первым делом вспоминают не этот сериал, а фильм 'Брат', где я играл бандита по кличке Круглый. У всех режиссеров, кто со мной знакомится, возникает вопрос: 'А поговорки в фильме Вы сами придумывали?'
Сейчас перед Вами, конечно, не режиссер, но все же: Поговорки-то в фильме Вы сами придумывали?
Нет, не сам. Их выбирал режиссер фильма Алексей Балабанов. Он сидел на площадке с огромным талмудом. Делался дубль, он просил сказать ту или иную поговорку, я говорил, он отбраковывал все неподходящее. Так вот, путем проб и ошибок, получился тот самый - циничный, милый и ласковый - бандит. Самый, наверное, 'добрый' - в жирных кавычках - из всех персонажей. Я сам, когда впервые увидел фильм, то подумал: 'Вот сволочь какая! Чего же его так долго убить-то не могли!' Я даже не смотрел за своей игрой, а наблюдал за героем, как простой зритель. Видно, получилось что-то, если я сам на себя так смотрел.
А какой образ увидел Алексей Балабанов, что пригласил Вас в 'Брата'?
Никакого образа он не смотрел, потому что это был 1996 год, я только что закончил Театральную Академию, восемь месяцев был безработным артистом, перебиваясь случайными концертами. Однажды меня позвали в 'Театр Буфф' на день рождения. И за разговором выяснилось, что коллективу 'Буфф-3' требуется артист. Мы поговорили с Борисом Уваровым, режиссером программы 'На легкой волне'. Когда он узнал, что я умею делать, то сказал, что это было бы интересно использовать. Проработал я в театре всего пару месяцев до того момента, когда за чем-то просто зашел на киностудию. Подошла там ко мне ассистент режиссера по актерам и говорит: 'Мы начинаем снимать фильм с режиссером Алексеем Балабановым. Пойдем, у нас там кастинг'. Когда подошла моя очередь, я зашел в кабинет, где Балабанов беседовал с актерами, и сразу с порога услышал: 'Вот! Это - Круглый'! Так я попал на эту роль. Наверное, это произошло потому, что у меня физиономия круглая, я ходил тогда в длинном кашемировом пальто, в красном пиджаке:
Зная, что Вы сейчас творите на сцене, хотелось бы узнать, что именно решил использовать режиссер 'Буффа' в своей программе?
Вобщем-то, то же самое. Я поступил на первый курс Театральной Академии, уже умея ходить по стеклу, дышать огнем и глотать ножи. Я и был на курсе единственный артист оригинального жанра, когда поступал. Потом, правда, амплуа это стало более расплывчатым, потому что в Театральной Академии учили всему, что может быть связано с понятием 'эстрада'. И когда я выпускался, я уже был обозначен, как 'артист-вокалист оригинального жанра'. Поэтому я умел неплохо петь, играть на музыкальных инструментах, типа баяна или гитары, конечно, делать свои номера со стеклами, ножами и огнем. И я стал работать в программе 'На легкой волне', в 1997 году мы ее выпустили и стали лауреатами фестиваля сатиры и юмора 'Золотой Остап'.
А в драматических спектаклях 'Буффа' Вас что, не занимали?
Почему же. Были и спектакли: 'Одна ночь из жизни женщины', 'Искушение Жанны', 'Лекарь поневоле'. И были еще замечательные сказки: 'Новогодние приключения Аладдина', где я играл султана, 'Приключения Геркулеса', где я был Зевсом. Это же счастье для актера: сыграть хоть и старого, но Бога.
Продолжим в ироничном ключе: в этот момент детско-философская мечта о множестве жизней сбылась более, чем в 'Коньке-горбунке' или 'Золушке' - даже с лихвой:
И без иронии тоже - да, сбылась. Чего я хотел, того и добился. У меня есть любимая профессия, я работаю и зарабатываю на жизнь. И, слава Богу, что меня кто-то помнит, и где-то приглашают.
Вернемся к Вашему индивидуальному творчеству, называемому невнятным термином 'оригинальный жанр' - это значит, когда Вы зрителя заставляете в себя ножами кидаться и как из печки жаром пламени близко сидящих обдаете... В нашем городе еще кто-нибудь показывает такие номера?
Есть замечательная цирковая пара Звягиных. И еще есть одна цирковая пара. Но все они именно цирковые артисты, а из актеров, которые работают в спектаклях, на эстраде, - только я один такой.
Какого труда все это стоит?
Каждый день час - полтора обязательного труда. Ведь все это связано в риском для здоровья, и не столько для своего собственного, сколько для окружающих, потому что огонь может кого-нибудь из зрителей обжечь. О себе-то все продумано, все отработано до мелочей, даже если получается какая-то царапина, то она незаметна. Я работаю один, моими ассистентами являются зрители. И человек, выходящий из зала, он же неподготовленный, он может легко порезаться ножом, потому что всегда интересно всем, насколько нож острый, - а он очень хорошо заточен. Или, встав на стекло в ботинках, люди режут себе, как ни странно, руки.
Случалось ли такое, что реакция зрителей на Ваше выступление была неадекватной?
Было однажды, что поднялась на сцену девушка, которой было поручено покидать в меня ножи. Когда она увидела, что эти ножи действительно от меня отскакивали, она решила, что надо попробовать по-другому, и изо всех сил стала в меня эти ножи втыкать. Правда, и это я выдержать смог. Вообще-то в тот момент, когда я работаю, я трудно что-то запоминаю, я работаю практически на автомате, слежу только за тем, чтобы ничего не произошло ни с окружающими, ни с интерьером. Поэтому все, что происходит, мне потом рассказывают, а я сам ничего не слышу и не вижу.
Сейчас Вас уже не увидишь на сцене 'Буффа', но Вы выходите на сцену 'Чаплин-клуба' вместе со своими коллегами по 'Смешному театрику'. Расскажите об этой работе.
Жанр, котором работает 'Смешной театрик' - это жанр кафешантана, редкий сейчас на нашей эстраде жанр. Он подразумевает прямое общение со зрителем отдыхающим, жующим и выпивающим. Но, другое дело, что нам просто необходимо тянуть этого зрителя на сцену, чтобы он забывал про свой бутерброд. Для того чтобы люди могли расслабиться, поднять бокалы, у нас в программе существует несколько песен, а в остальное время мы все зрительское внимание от тарелки переносим на себя. Так построена эта программа нашим режиссером Борисом Уваровым, он же - режиссер театра 'Лицедеи'. Мы с ним сотрудничаем с 1996 года.
Из кого состоит ваш коллектив?
Это все те ребята, к которым я пришел в 'Буфф-3'. В один прекрасный момент нам стало тесно в 'Буффе' - по многим причинам: финансового плана, съемок в кино, а, кроме того, еще и некоторых неприятных фактов. Вот нас, восемь человек, и организовали товарищество 'Смешной театрик'.
Номера программы раз от раза остаются неизменными, или есть варианты?
Есть несколько ключевых номеров, например, 'Хоры России'. Но в каждой программе мы варьируем номера, их у нас уже очень много, и, конечно же, стараемся, чтобы даже постоянные зрители каждый раз могли увидеть что-то новенькое.
В последнее время появилась еще одна работа - в спектакле 'Я должен убрать президента' недавно состоялась Ваша премьера. Сложно было после нескольких лет работы только на эстраде вернуться к драматическому искусству?
До того момента, как я сыграл в этом спектакле, я не выходил на сцену в драматическом театре уже три года. Срок немалый, поэтому мне было нелегко. Но многое в нашей профессии зависит от того, в какой коллектив ты попадаешь. Я играю в этом спектакле большую, серьезную роль, поэтому мне очень важно, чтобы между всеми артистами было профессиональное и человеческое взаимопонимание. На сцене без этого очень сложно. В 'Президенте' все удалось: пьеса, режиссер, актерский ансамбль, - все сошлось, и получился спектакль, который очень нравится зрителям. Я еще играл его в нашем городе только раз, и вообще у меня еще было только 4 спектакля. И все равно, несмотря на все трудности, на премьерность моего выхода, я почувствовал, что с такой командой, какая собралась на этот спектакль, можно очень многое сделать. Мне приятно быть на сцене вместе с профессионалами высокого уровня. Безусловно, учиться у них - это жизненная необходимость для любого актера с каждой своей работой набираться опыта, учиться у коллег, у режиссера. Кстати, я считаю что Александр Синотов поставил замечательный спектакль. При том, что мы находимся в условиях антрепризы, у этого проекта высокий художественный уровень - вопреки мнению, что антреприза - это халтура. Одним словом, я счастлив, что творческое объединение 'Арт-Питер' дало мне эту возможность - играть в спектакле 'Я должен убрать президента'!
Есть ли у Вас какой-нибудь кодекс актерской чести?
Надо всегда быть порядочным по отношению к артистам, друзьям-артистам, братьям-артистам. Нравится тебе их работа, которую ты увидел, или нет, обсуждать ее нельзя; для этого существуют критики. Если что-то у артиста не получается, он сам это чувствует, сам про это знает. Если спросит, - скажи, но сам не навязывайся. Артистов надо любить и хвалить. Чем больше, - тем лучше. У меня много друзей, и я точно знаю, что все гадости, что выдумывают про артистов, говорят люди, далекие от этой профессии, чужие, посторонние. Делается это ради саморекламы, ради денег, но нельзя же так... Хотя, знаете, и мстить этим людям тоже нельзя, потому надо быть выше этого.
Ольга КРАСНОВА