добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
По имени Светозаров...

Восьмая церемония награждения 'ТЭФИ' вызвала чувство недоумения и оставила больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, одним из немногих 'исключений' стало решение жюри академиков в режиссерской номинации - 'ТЭФИ' получил петербургский кинорежиссер Дмитрий Светозаров. Его замечательная работа, многосерийная сага 'По имени Барон', - своеобразный российский аналог 'Однажды в Америке', безусловно, достойна главной национальной телевизионной премии. Кроме того, 'Барон' (НТВ, 'Феникс-фильм') получил 'ТЭФИ' как лучший телевизионный сериал. Об этом - разговор с Дмитрием Светозаровым.

- Я не испытываю никакого комплекса неполноценности, получив 'ТЭФИ' за лучшую режиссуру, потому что на самом деле российское экранное кино для меня во многом есть феномен виртуальный, в то время как телекино - это продукт, который можно ежевечерне на каждом канале посмотреть, 'пощупать' и послушать. Это огромное количество единиц кинопроизводства. Конечно, в съемках кино на ТВ есть своя специфика, но для меня этого деления категорически не существует. Когда я не мог снимать кино для экрана, я снимал кино для телевидения. На самом деле, если ты ставишь для себя те же задачи и ту же высокую планку (а я всегда старался ее для себя ставить), то работа для ТВ сложнее, потому что сметы меньше, сроки короче, все загнано в ритм шахматного цейтнота. А цели перед собой ставятся все те же. Поэтому я не хочу искусственно разграничивать фильмы для кинотеатрального и телевизионного экранов, кроме того, я бы не сказал, что работа для киноэкрана есть гарантия и знак высокого искусства, а если я работаю для телеэкрана - это вовсе не означает, что я прожженный ремесленник и халтурщик.

- Вам не кажется, что номинации 'укомплектованы' несколько странно: допустим, оператор Сергей Ребров, работающий в 'горячих точках', соперничает с мэтром киноэкрана Павлом Лебешевым. Та же история с номинацией 'режиссура'. Объем телекино за последние годы увеличился настолько, что нашим сериалам и телефильмам уже тесно в рамках 'ТЭФИ'. Может быть, кому-то пора учредить российский аналог 'Эмми'?

- Рамки того или иного конкурса - сфера не моей компетенции. Вообще, наличие в России двух Киноакадемий, двух кинематографических 'Оскаров' уже есть анекдот. Анекдот становится еще смешнее тем, что эти награды начинают получать
одни и те же люди. Но на самом деле я убежден, что количество номинаций в 'ТЭФИ' надо расширять, и прежде всего сюда должны быть включены актеры, потому что на сегодняшний день в России актера публике открывает только телевидение. Киноручеек еще слишком слаб, он пока не превратился в процесс, подобный тому, что был 20 лет назад. Я пока что не вижу для себя возможности работы в большом кинематографе. Все мои проекты -некоммерческие, и у меня нет шансов получить инвестиции - заработать на этом никто не сможет. Нет у меня и возможности получить деньги из бюджета, поскольку идеологически эти проекты не соответствуют тем требованиям, которые ныне предъявляются к государственной продукции, кроме того, я всегда старался держаться подальше от каких-либо 'стай' и, следственно, у меня нет необходимых личных контактов.

- Ваш 'Агент национальной безопасности' входит в число первых русских сериалов. Сейчас собственный сериал может себе позволить даже региональный телеканал, наблюдается динамика процесса. Значит ли это, что 'сериальный бум' продолжается?

- Продолжается и будет продолжаться. На Западе, где существуют комбинированные способы, когда какой-то кинопроект снимается на пленку, выпускается на экраны кинотеатров, а потом повторяется уже в расширенном формате на телеэкранах. Так что пока не может быть и речи о сокращении производства. В коридорах 'Ленфильма' жизнь кипит, и на 99% эта жизнь обеспечивается телевизионными заказами. Лет пять - десять именно эта реальность и будет диктовать условия.

- Наверное, Питер имеет абсолютное право именоваться 'столицей российского сериала'. Кроме того, большинство кинопремий из Москвы увозят именно петербуржцы...

- Это не совсем так, Москва свое получает и своего не отдаст. Я думаю, что это просто констатация факта, что в Петербурге давно существует самостоятельная, особая кинематографическая школа, которая кроме своей художественной специфики отличается еще и очень серьезным профессионализмом. Если говорить о традициях 'Ленфильма' - это не только традиции в эстетическом смысле, а наличие большого количества талантливых, интеллигентных и профессиональных художников кинематографа - они продолжаются и, я думаю, еще очень долго будут определять уровень российского кино. То же самое происходит в театре, и если количественно Москва превосходит Питер по числу театральных зрителей, то Питер лидирует по количеству 'Золотых масок' на душу населения. Питер -действительно культурная столица, и надо избавляться от комплекса великого города с областной судьбой. А то, что нас не шибко любят в Москве - это признак очень серьезной конкуренции.

- В 'Бароне' зарифмованы темы судеб еврейского и цыганского народов. Это произошло намеренно или такое впечатление субъективно?

- Наверное, какие-то отголоски этого нашли свое отражение в сериале. Я хочу напомнить, что изначально это был киносценарий, и очень долгие годы мы не имели возможности реализовать его в качестве кино. И прийти к телевизионной версии 'Барона' нам удалось только благодаря моей встрече с ныне опальным Владимиром Гусинским, чье имя я всегда буду повторять с благодарностью. Что касается главных мотивов, для меня, в силу истории моей жизни и моего рождения, это, безусловно, история еврейского народа, но не только и даже не столько. Это кино о том, что человек не должен насильно ломать свою судьбу. Он, как писал Бабель, должен 'слышать голос предков', он должен прожить жизнь так, как ему предписано: Господом Богом, судьбой, провидением. Недопустимы насилие над собственной судьбой, попытка надеть на себя некую маску. Главный герой отрекается от своих корней, от своих родителей, любовь к отцу - это главное, что составляет стержень его жизни, но он пытается и эту любовь похоронить, и эту рану залечить, он надевает маску, он всю жизнь играет некую роль, и это приводит его к катастрофе - в конце концов он понимает, что он тот, кем создала его природа, родители, Господь Бог. Почему для меня это исповедальная картина? Потому что я сам был поставлен условиями и обстоятельствами своего рождения перед выбором. Выбор этот был сделан не мной, а моими родителями, но я старался, тем не менее, никогда не надевать на себя маски. Мне очень жалко, что я не могу посвятить эту картину моему отцу Иосифу Хейфицу. Не могу, потому что я не единственный автор этой картины и не имею монопольного права на посвящение, но внутренне я посвятил картину отцу, чью фамилию, в силу многих обстоятельств, понятных людям, живущим в этой стране, я не носил всю свою жизнь.

- История создания 'Барона' насчитывает почти 10 лет...

- Киносценарий был написан Геной Островским очень давно - в 1993 году. Тогда был еще жив Ролан Быков, и мы всерьез обсуждали возможность приглашения его на главную роль. Потом прошло семь лет. Многое изменилось, и когда появилась необходимость преобразить этот сценарий в своеобразный телероман, у него появился еще один автор, замечательный питерский драматург Игорь Агеев. Но это уже была другая эпоха, другая жизнь, и в тот момент я не видел в главной роли никого, кроме Нодара Мгалоблишвили. Но он не снимался 18 лет - и когда я назвал продюсерам его фамилию, это вызвало своеобразный шок.
Такое впечатление, что я назвал фамилию призрака. Он остался в памяти зрителей как граф Калиостро, он исчез в эпоху Калиостро и представить его в роли героя современной кинодрамы мало кто мог. Я раскрою один секрет и думаю, что Нодар, как человек благородный и профессиональный, на меня за это не обидится и присоединится к моим словам. Я хочу раскрыть телезрителям один профессиональный секрет: Барон говорит в нашем сериале голосом замечательного питерского актера Бориса Смолкина, вклад Бори Смолкина в создание образа огромен, и сделал он это, по-моему, с удивительным мастерством. Нодар на самом деле говорит с очень сильным акцентом, и в 'Формуле любви' его тоже озвучивали, но это удел всех наших больших нерусскоязычных актеров. Например, Донатас Банионис, его герой Лодейников в 'Мертвом сезоне' говорил голосом Александра Демьяненко.

- Чем теперь занят Нодар Мгалоблишвили?

- К сожалению, мы сейчас очень далеки от Грузии. Географически, политически, экономически и в результате - человечески. Грузия живет своими, уже не очень понятными нам сложными проблемами тяжкого бытового выживания. Там часто не бывает света, тепла, практически не существует кинематографа... Поэтому, когда Нодар отказался приехать на церемонию 'ТЭФИ', я понял, что это не демарш, ему это тяжело, это не просто 'перемещение в пространстве', это почти что 'перемещение во времени'. Я бы еще раз хотел подчеркнуть, что 'Барон' был для меня работой во всех смыслах этапной, исповедальной, это определенный рубеж, достигнув которого, я почувствовал необычайное опустошение. Я думаю, мне многое удалось в этой работе, и главная моя удача - это совершенно фантастический актерский ансамбль. Прежде всего я хочу сказать о Лилиан Малкиной, которую я снимал 20 с лишним лет назад в своей дипломной работе. Лилиан давно живет в Чехии, снимается по всему миру, но по первому зову она приехала и гениально сыграла Этель, сестру главного героя. Это три сына - Игорь Лифанов, Костя Воробьев, Илья Шакунов - блестящие роли, совсем не те герои, что у были меня в 'Агенте'. Особый разговор, как всегда, о Сергее Бехтереве. Сережа снимался в трех моих фильмах, но его исполнение роли отца явилось для меня откровением. Ксения Рапопорт, которая сыграла мать главного героя, Артур Ваха в роли Хамчика -неожиданный трагический образ - я готов перечислять практически всех. Гена Ткаченко, который занимается сейчас эксцентрической клоунадой, сыграл Джанго -свою первую серьезную драматическую роль. Со Светой Смирновой связаны 'Моль бледная' и успех 'Ментов', и роль в '14 цветов радуги', за которую она получила приз на 'Кинотавре', Аня Банщикова, Аня Геллер - каждая достойна особых слов.

-Дмитрий Иосифович, известно, что сейчас вы 'отмежевались' от студии Александра Капицы и начали самостоятельную жизнь.

- Вместе с питерским композитором Андреем Сигле мы создали продюсерскую фирму, которая называется 'АС/ДС', что расшифровывается, как 'Андрей Сигле/ Дмитрий Светозаров', где и работаем в качестве исполнительных продюсеров. Первым проектом нашей студии явилась шестисерийная работа под названием 'Танцор', сделанная для Первого канала по роману Владимира Тучкова. В подзаголовке проекта стоит жанр 'виртуальный детектив'. Это история людей, для которых виртуальная реальность, реальность компьютерного монитора и реальность окружающей их жизни не просто пересекаются, но иной раз путаются, и в этой путанице правды жизненной и правды условной, виртуальной, - заключена драма этой истории, ее сюжетная игра.
Это история о людях начала XXI века, когда компьютер уже вошел в жизнь нескольких поколений. В этой условной по жанру истории ставятся довольно серьезные вопросы: проблема опасности превращения компьютера из некоего орудия в самоценную вещь, способную воздействовать на человека, как, предположим, воздействует сейчас телевидение. Существует угроза определенного зомбирования, программирования человека. Опасность эту понимают немногие, наверное, я тоже не понимал ее, пока по предложению Андрея Макаревича, с которым у меня связано 5 киноработ, не приступил к работе над этим проектом.
Речь идет о некоей компьютерной игре-тотализаторе, участники которой получают компьютерные задания, выполняя их, приобретают от 'юзеров' (то есть от зрителей) определенный голос и постепенно главный герой, случайно попавший в команду, понимает, что игра эта больше, чем тотализатор, и задания, которые они начинают получать, принимают криминальный характер.
Для меня эта тема имеет вполне кафкианский смысл: герой понимает, что выхода из этого лабиринта нет. Потом он встречается с героиней Юли Шариковой и они продолжают свой путь вместе, взявшись за руки. В основе истории - роман Владимира Тучкова, музыку к фильму пишет Андрей Макаревич, и две его новые песни прозвучат впервые именно в 'Танцоре'.

- Ваши фильмы открывают для кино и телекино многих молодых талантливых людей - таких как Михаил Пореченков, Игорь Лифанов. 'Танцор' продолжает эту традицию?

- Я хотел бы обратить внимание на двух актеров, которые сыграли главные роли в этом сериале. Это Боря Хвошнянский (он снимался у меня в 'Бароне' и в 'Агенте', но это его первая большая роль) и Юлия Шарикова. Я думаю, ей светит большое и яркое кинобудущее, в 'Цветах календулы' Сергея Снежкина она сыграла небольшую роль, будучи еще 16-летней девочкой, а здесь она сыграла главную героиню.

- Когда премьера?

- Сейчас мы проходим стадию мучительных переделок и согласований: Первый канал очень жесткий в своих требованиях к продукции, притирка наша происходит достаточно драматично, но тем не менее, думаю, что в конце марта выйдет шестисерийный пилотный выпуск. Я говорю 'пилотный', поскольку внутренне убежден, что есть шансы на продолжение.
Кроме того, мы уже вовсю работаем над двенадцатисерийным телероманом, который условно называется 'Однокашники' (название не очень удачное и оно будет изменено). Это другая совершенно история по жанру, я называю его 'высокая мелодрама', это история любви трех молодых людей и одной девушки, которая проходит на фоне истории нашей страны, четырех последних десятилетий, история поколения сорокалетних, поколения, которое сейчас пришло к власти. Сейчас идет подготовительный период, и если все пройдет удачно, то съемки, которые пройдут в Петербурге, Москве и Бостоне, должны начаться уже в апреле.

Елена СЛАБОШПИЦКАЯ

"Телевидение. Радио" N 8, 2003 г.


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.