добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
Братья и сестры возвращаются в alma mater

Для каждого из нас когда-то наступает момент, когда понимаешь: молодость прошла. Для кого-то этот 'час икс' означает- прошла жизнь. Самые мудрые не торопятся хоронить себя, но на всякий случай подводят предварительные итоги, заново размышляя над такими понятиями, как любовь и ненависть, юность и зрелость, счастье и горе.

Видно, процесс познания бесконечен. Он идет по спирали, которой ничего не стоит обмануть путника: Кажется, что поднимаешься ввысь, к небесам, а на самом деле лестница-змея штопором уходит в землю. Думаешь; что с Каждым шагом приближаешься к истине, но вдруг замечаешь, что стоишь на нулевой отметке и все опять надо начинать заново. Артисты МДТ: - Театра Европы начали свой жизненный . и творческий путь 20 лет назад на сцене Учебного театра на Моховой. Братьями и сестрами из трилогии Федора Абрамова остались они и по сей день, хотя давно уже выросли из шинелей и стеганых телогреек - униформы жителей советской северной деревни. Знаменитым ученикам Льва Додина тесно в стенах родного театра и в рамках годами складывающегося репертуара. Сначала они совершали партизанские вылазки - в БДТ, в Театр на Литейном. Весной Петра Семака пригласили еще и во МХАТ, и это стало началом новой эры для артистов казавшейся единым монолитом труппы.
Нынешний сезон ведущие актеры МДТ открыли на несколько дней раньше чем весь театр. Прежде чем выйти на сцену в 'Братьях и сестрах', они вернулись в Учебнкй театр на Моховую в качестве Чрезвычайно зависимого актерского сообщества 'КИНЕФ'.

Остров погибших кораблей

Утомленными жизнью (а главное - изнурительной борьбой друг с другом) предстают перед нами герои знаменитой пьесы Августа Стриндберга 'Пляска смерти'. Пьеса стала легендой еще и потому, что никогда не ставилась на советской сцене. Почему? Классовой борьбы в ней точно нет. Зато есть извечный конфликт мужского и женского начал. Борьба полов, как говорили раньше.
Когда говоришь 'Стриндберг', подразумеваешь 'Фрейд'. Тень великого философа при лепилась к тени великого писателя. Второго отличает от первого разве что повышенная неприязнь к женскому полу. Так что для современного театра, который охотно расстается с былой гетеросекcуальностью, пьесы Стриндберга - лакомый кусочек. Однако не этот аспект, увлек Игоря Иванова, который несколько лет назад 'заболел' пьесой. Мощный характер;- 'человеческая глыба-таков герой, им сыгранный. Беда в том, что мы застаем его не в час восхождения, а в момент, когда он стремительно летит вниз. Можно сказать, присутствуем при гибели 'Титаника'.
Винтовая лестница, прорезавшая тяжелый чугунный настил, становится зрительной формулой спектакля. Художник Эмиль Капелюш выстроил этот остров так, что он может, словно бумажный кораблик, парить над землей, может вдруг закачаться, а может придавить героев своей многотонной массой. С рваных, неровных краев кренящейся палубы легко соскользнуть. Кажется, что в тени корабельных обломков можно спрятаться. Однако в любой момент луч прожектора может выхватить из темноты фигуру мужчины, который прикладывается к бутылочке виски, или целующуюся пару.
Авторы спектакля (а на афише следовало бы указать: автор-исполнитель идеи Игорь Иванов, режиссер-Андрей Прикотенко) не разделяют женоненавистнической позиции Стриндберга. Они - над схваткой. И видят причины гибели людей в них самих. За 25 лет супружеской жизни капитан (Игорь Иванов) и Алиса (Наталья Фоменко) забыли, что их связала любовь, тратя все силы на борьбу за первенство. Это тоже своего рода страсть. И она оставила неизгладимые черты на их лицах, некогда юных и прекрасных. Наталья Фоменко безжалостно выставляет напоказ морщины, опухшие от слез глаза, кривящийся в злобной усмешке рот. Однако стоит героине вспомнить о днях, когда она была любима и любила, как морщины разглаживаются и Алиса вновь становится той юной девушкой, которая кружила головы блестящим молодым людям и вела себя безрассудно, словно героиня 'Унесенных ветром'.
Ветер с юга Америки Явно долетает до северных фьордов. Сладким воспоминанием о юности звучит 'Голубка', страстное танго, которое превращается в пляску смерти. Наталья Фоменко напоминает и о другой своей американской героине - из спектакля 'Любовь под вязами'. Только, в отличие от Абби, Алисе приходилось бороться и с врагом, которого не одолеть: с грузом лет.
Говорят, что Достоевский избавлялся от комплексов, заставляя своих героев совершать поступки, которые мог совершить сам. Похоже, у артистов та же участь. Чтобы не чувствовать себя прикованными к острову МДТ, они пускаются в пляс на сцене Учебного театра. Чтобы не прослыть вечными пекашинцами, находят другие географические и художественные гавани.
Что ж, отныне действительно невозможно будет забыть, что эта звездная пара - Игорь Иванов и Наталья Фоменко - пережила свой очередной звездный час в 'Пляске смерти'.

Юность - не только возмездие

Стриндберг считается мрачным автором. Герои мучительно продираются к истине, вовлекая в водоворот своих страданий и зрителей. Однако на 'Пляске смерти' в зале то и дело вспыхивает смех. Школа жизни и школа театра Додина научила артистов, что от великого до смешного - один шаг. Танцуя танго, они совершают свои виртуозные 'па', то и дело переступая черту, отделяющую трагедию от фарса.
Забавно выглядят и намеренные цитаты, взятые, в лучших традициях постмодернизма, из спектаклей МДТ - Театра Европы. Смех просто не может не раздаться в зале, когда : Сергей Власов, играющий Курта, разворачивает салфетку и начинает есть куриную ножку. (Такова же реакция зала в 'Бесах', где Верховенский (Сергей Бехтерев) съедал на глазах у публики чуть не целого цыпленка.) Однако в 'Пляске смерти' птичка становится чем-то вроде тотема Курта: капитан нападает на противника, но разрубает саблей остатки его ужина, чтобы тут же схватить кусочек и с жадностью доесть.
Что это, как не метафора любовного треугольника? Метафорой же продолжения жизни выглядит клонирование любовных треугольников, Стриндберг тяготеет к отражению ситуации в калейдоскопе зеркал. Здесь история любви Алисы чуть не дословно повторяется в первых шагах ее дочери. Анна Геллер (актриса Молодежного театра) превращает эту скандинавскую Лолиту в юную страдающую женщину. Словно магнит притягивает она к себе двух молодых людей, обреченных на вечное соперничество, которое когда-нибудь обернется пляской смерти, В финале эти два поколения встретятся на винтовой лестнице. Как эмблема страданий, любви и надежды.

Елена Алексеева
"Деловой Петербург" N 160, 13 сентября 2002 г.


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.