статьи |
Две беседы об одном спектакле
Заслуженный артист России Игорь Иванов, ставший лауреатом премии "Золотой софит" в номинации "Лучшая мужская роль " (спектакль МДТ Театра Европы "Исчезновение") в конце прошлого года представил на суд зрителей новый спектакль "Пляска смерти" по пьесе Августа Стриндберга. После премьеры с ним встретился наш корреспондент.
- Игорь, считается, что на творчество Августа Стриндберга повлияли русские писатели - Чехов, Достоевский. Вы не раз участвовали в спектаклях по произведениям этих авторов. Ощущаете ли вы схожесть героя из "Пляски смерти" с персонажами Достоевского и Чехова?
- Приступая к работе, ты каждый раз как белый лист, и это правильно. Иначе будешь плавно перетекать из одной роли в другую, повторяя уже сделанное.
- Что привлекло вас в "Пляске смерти" - этой весьма необычной по сюжету пьесе?
- Я бы сказал, ее человечность. Затронутая в пьесе тема не может не волновать. Война!.. Куда ни глянь, везде воюют. В самой человеческой природе загадка есть. Людей, живущих на земле, НЕЧТО толкает на убийство и заставляет таким образом утверждаться в этом мире. Природа, которая живет в нас, неискоренима.
- В себе вы тоже ощущаете агрессивность?
- Конечно.
- И преодолеваете?
- Пытаюсь преодолеть. На то и даны мозги, чтобы себя как-то анализировать.
- Многие ваши герои, как и герой в спектакле "Пляска смерти", тоскуют, мечутся, ищут и не находят правды. В жизни испытывали вы подобные муки?
- Думаю, такого рода муки всем знакомы. Кто нашел истину? Разве тот, кто искал, дошел до конца? Вряд ли.
- В "Пляске смерти" вы попытались поведать зрителям о душевных страданиях одиноко доживающего свой век человека. Как рискнули предложить постановку Андрею Прикотенко, режиссеру молодому, лишь недавно заявившему о себе?
- Прикотенко глубокий режиссер. Мощный человек. И при всей своей молодости он гораздо взрослее многих пятидесятилетних, мало что понимающих в людях и в жизни. С ним очень интересно. В какие-то секунды я вдруг такое удовольствие на сцене испытываю! Когда все сходится воедино - пространство, замысел, результат... все сливается в некую песнь стриндберговскую. И это счастье!
Актрисе Наталье Фоменко посчастливилось сыграть на сцене множество вариаций на тему любви. Все ее героини - женщины сильные, страстные, "роковые".
- Не понимаю, что это такое "роковая женщина". Быть может та, которая умеет страстно чувствовать и своими чувствами воспламенять другого человека. И это огромное богатство. В жизни мы все испытываем любовь. А вот суметь сыграть ее на сценической площадке, да так, чтобы зритель поверил в нее, совсем непросто. Уж если высекается подлинное чувство, тогда говорят про такую актрису: "Она умеет любить на сцене".
- Профессия и личная жизнь в вашей судьбе смыкаются: вам выпало играть на одной сцене с собственным мужем.
- Это очень мешает. Я воспитывалась в семье, где требуют полного послушания отцу, мужу, подчинения матери... А натура порой взыграет - возникают проблемы. Когда они появляются в семье, это еще полбеды. Но когда переносятся на сценическую площадку, дома разражается гроза.
- Ваш муж диктатор и на сцене, и дома?
- Мой муж - человек уникальный. Он олицетворяет собой понятие "настоящий мужчина". И как бы ни было трудно играть с мужем, я считаю, что в случае со стриндберговской "Пляской смерти" случилось стопроцентное совпадение артиста с великой ролью, которую мало кто может сыграть.
- Раз уж зашла речь о ролях, вам какая литература ближе - русская или зарубежная?
- Главное, чтобы большая литература была. Везде показаны людские судьбы, людские страсти... Люди ненавидят, любят, страдают... Они испытывают одни и те же чувства. Мен-талитеты разнятся. Я в этом убедилась, ведь мы же ездим по миру. Вот уже 15 лет играем всюду "Братья и сестры". Поверьте, не было ни одной страны, ни одного города, где бы люди не восхищались нашими героями, кого бы не волновала судьба жителей сёла Пекаши-но. И не потому, что острые социальные проблемы поднимаются. А потому, что речь идет о любви, верности, предательстве - об извечных человеческих проблемах. Так и у Стриндберга... Разговор идет о человеке, который умирает, как он умирает, через какие муки адовы проходит...Спектакль начинается с его смертельной болезни. Он может умереть через час, а может через день. А прожил целый год - вот какое страстное желание жить! И выразить себя до конца. Пляска смерти длинная... Как у нас в жизни бывает.
Беседовала Марина ДРОБЫШЕВА
"Деловая неделя" 20 января 2003.
- Игорь, считается, что на творчество Августа Стриндберга повлияли русские писатели - Чехов, Достоевский. Вы не раз участвовали в спектаклях по произведениям этих авторов. Ощущаете ли вы схожесть героя из "Пляски смерти" с персонажами Достоевского и Чехова?
- Приступая к работе, ты каждый раз как белый лист, и это правильно. Иначе будешь плавно перетекать из одной роли в другую, повторяя уже сделанное.
- Что привлекло вас в "Пляске смерти" - этой весьма необычной по сюжету пьесе?
- Я бы сказал, ее человечность. Затронутая в пьесе тема не может не волновать. Война!.. Куда ни глянь, везде воюют. В самой человеческой природе загадка есть. Людей, живущих на земле, НЕЧТО толкает на убийство и заставляет таким образом утверждаться в этом мире. Природа, которая живет в нас, неискоренима.
- В себе вы тоже ощущаете агрессивность?
- Конечно.
- И преодолеваете?
- Пытаюсь преодолеть. На то и даны мозги, чтобы себя как-то анализировать.
- Многие ваши герои, как и герой в спектакле "Пляска смерти", тоскуют, мечутся, ищут и не находят правды. В жизни испытывали вы подобные муки?
- Думаю, такого рода муки всем знакомы. Кто нашел истину? Разве тот, кто искал, дошел до конца? Вряд ли.
- В "Пляске смерти" вы попытались поведать зрителям о душевных страданиях одиноко доживающего свой век человека. Как рискнули предложить постановку Андрею Прикотенко, режиссеру молодому, лишь недавно заявившему о себе?
- Прикотенко глубокий режиссер. Мощный человек. И при всей своей молодости он гораздо взрослее многих пятидесятилетних, мало что понимающих в людях и в жизни. С ним очень интересно. В какие-то секунды я вдруг такое удовольствие на сцене испытываю! Когда все сходится воедино - пространство, замысел, результат... все сливается в некую песнь стриндберговскую. И это счастье!
Актрисе Наталье Фоменко посчастливилось сыграть на сцене множество вариаций на тему любви. Все ее героини - женщины сильные, страстные, "роковые".
- Не понимаю, что это такое "роковая женщина". Быть может та, которая умеет страстно чувствовать и своими чувствами воспламенять другого человека. И это огромное богатство. В жизни мы все испытываем любовь. А вот суметь сыграть ее на сценической площадке, да так, чтобы зритель поверил в нее, совсем непросто. Уж если высекается подлинное чувство, тогда говорят про такую актрису: "Она умеет любить на сцене".
- Профессия и личная жизнь в вашей судьбе смыкаются: вам выпало играть на одной сцене с собственным мужем.
- Это очень мешает. Я воспитывалась в семье, где требуют полного послушания отцу, мужу, подчинения матери... А натура порой взыграет - возникают проблемы. Когда они появляются в семье, это еще полбеды. Но когда переносятся на сценическую площадку, дома разражается гроза.
- Ваш муж диктатор и на сцене, и дома?
- Мой муж - человек уникальный. Он олицетворяет собой понятие "настоящий мужчина". И как бы ни было трудно играть с мужем, я считаю, что в случае со стриндберговской "Пляской смерти" случилось стопроцентное совпадение артиста с великой ролью, которую мало кто может сыграть.
- Раз уж зашла речь о ролях, вам какая литература ближе - русская или зарубежная?
- Главное, чтобы большая литература была. Везде показаны людские судьбы, людские страсти... Люди ненавидят, любят, страдают... Они испытывают одни и те же чувства. Мен-талитеты разнятся. Я в этом убедилась, ведь мы же ездим по миру. Вот уже 15 лет играем всюду "Братья и сестры". Поверьте, не было ни одной страны, ни одного города, где бы люди не восхищались нашими героями, кого бы не волновала судьба жителей сёла Пекаши-но. И не потому, что острые социальные проблемы поднимаются. А потому, что речь идет о любви, верности, предательстве - об извечных человеческих проблемах. Так и у Стриндберга... Разговор идет о человеке, который умирает, как он умирает, через какие муки адовы проходит...Спектакль начинается с его смертельной болезни. Он может умереть через час, а может через день. А прожил целый год - вот какое страстное желание жить! И выразить себя до конца. Пляска смерти длинная... Как у нас в жизни бывает.
Беседовала Марина ДРОБЫШЕВА
"Деловая неделя" 20 января 2003.