статьи |
Ольга Краснова. DEREVO: театр души человеческой. Март 2001 г.
Уникальным событием не только городского масштаба, но и вообще нашего российского театрального мира, являются гастроли театра DEREVO, показывающего свое искусство в Петербурге. Стилистика DEREVO, такая странная, на первый взгляд непосвященного, и такая пронзительно правдивая, жизненная, натуральная, внутренне, глубоко проникновенная, когда становится частью личности благодарного зрителя, - то, что необходимо познать не только человеку театральному, но и тому, кому дорог свой внутренний мир и необходимо понимание глубин своего 'Я'.
Этот уникальный театр нечастый гость в нашей стране и, в том числе, в своем родном городе - Санкт-Петербурге. Театр "DEREVO" был основан в 1988 году в городе, называвшемся тогда еще Ленинград. Антон Адасинский, около восьми лет проработавший в труппе Вячеслава Полунина "Лицедеи", основал тогда театральную студию, через которую за короткое время прошли десятки людей, пока не осталось лишь четверо, которые и составили костяк театра. Уже первые спектакли в "Черном зале" Ленинградского Дворца Молодежи, перешедшем по наследству от "Лицедеев", собирали всех любителей необычных и острых ощущений. Уже тогда о них писала западная пресса, называвшая "DEREVO" арт-острием, прорывающим 'железный занавес'. Многие помнят выступления театра "DEREVO" на улицах и площадях города, с их молчаливой концентрацией, абсолютно медитативным ритуалом создания гипсовой маски любого из зрителей, которые потом говорили об удивительных ощущениях: "Это было как обретение нового лица, новой сущности себя". Первый официальный спектакль театра - 'Зона красного' - был сыгран в Ленинграде в ноябре 1988 года. Позже, в 1997 году, под названием 'Красная Зона' (RED ZONE), этот спектакль был награжден жюри знаменитого эдинбургского фестиваля FRINGE специальным призом критики, как 'самая нестандартная иностранная постановка'.
Именно в 1997 году DEREVO обосновалось в Дрездене, а до этого, после российского периода жизни театра, который памятен нашему зрителю по спектаклям в Ленинградском Дворце молодежи и выступлениям на улицах города, были еще Прага, Амстердам, Флоренция:
В прошлом году, когда проходили гастроли DEREVO, зал Театра на Литейном не смог вместить всех желающих: так велик был интерес зрителей к этому странному, но, вместе с тем, захватывающему искусству, что привело к ежедневным переаншлагам. Как легенда среди петербургских театралов живет история о том, как в последний день октябрьских гастролей прошлого года те, кому не досталось билетов, выломали дверь театра и прорвались в зал: Нынешние гастроли - как продолжение успеха известных спектаклей театра и в знак развития его в серьезное театральное направление и на российских подмостках - предоставили зрителям возможность увидеть нашумевший спектакль 'Однажды', художественный фильм 'Юг. Граница' и премьеру 'Суицид в прогрессии'. Именно из-за того, что Петербург увидит это первым, гастроли DEREVO в нашем городе можно назвать сенсацией. Именно у нас, в 1 студии ТРК 'Петербург' состоится мировая премьера 'Суицида' с 15 по 18 марта, когда закончатся репетиции, когда это уникальное зрелище станет еще одним вкладом в упрочение позиций мим-театра на отечественной сцене. Сейчас еще об этом спектакле практически ничего не известно. А рассказывать словами то, что будет происходить на сцене, если это касается работы DEREVO, в принципе, и бесполезно. Но этот спектакль является одним из главных претендентов на получение главной награды на общероссийском театральном фестивале 'Золотая Маска', куда DEREVO отправится сразу же после петербургских гастролей. В качестве хоть какого-либо комментария к тому, что уже в скором времени станет частью нашей личной духовной жизни, можно привести высказывания о работе Антона Адасинского: 'Мы покажем нашу новую работу "Суицид", которую, скорее всего, будем доводить до ума уже здесь, перед самым фестивалем. В начале работы над спектаклем мы задумались над тем, что многие музыканты, рок-н-ролльщики 60-80-х годов, эти "ангелы ада", окончили жизнь самоубийством. В России - Башлачев, Саша Давыдов из "Странных игр". Мама рок-н-ролла Дженис Джоплин умерла в 27 лет - девчонкой. Они максимально сжали срок своей работы и все успели сделать - и как великолепно. Именно потому, мне кажется, что думали о смерти. Смерть им дала ощущение "резинового времени". Я стал слушать их музыку, собирать материал. И вдруг, в какой-то момент, тема эта "провалилась", ушла, но дала как бы удар в спину - и мы поехали дальше... "Суицид" оказался о религии, о силах, о смеховом мире как о дьявольском мире. О ниточке, которая связывает человека и всемирный хаос, - о смехе. Если ниточка порвется, то конец нам и нашей культуре. Мы задумались, почему смерть и смех - рядом: Это спектакль о религии, о дьявольских зеркалах, которые живут в каждом человеке, о дьявольской силе как мощном и позитивном персонаже. Все образы - метафизические, мы играем силы, а не персонажи. Это философская притча о том, что человек в течение жизни должен меняться. Если этого не происходит, он 'затвердевает' и тем самым убивает себя'.
Естественно, этот спектакль привлечет внимание зрителя уже самой тематикой. Но как сложен поставленный вопрос! Едва ли кто-нибудь на отечественной сцене, да и вообще в мире, решится говорить о нем так долго и вдумчиво, и какими средствами - мим-театра, клоунадой, по сути, развивая традиции смеховой культуры различных народов, аккумулируя опыт, заложенный в этих традициях. Как жаль, что школа самого DEREVO в нашей стране не имеет достойного развития, продолжения в других лицах, кроме самого состава этого театра. И именно об этом, о наболевшем, о том, как упрямо держат в России позиции традиционного театра и не приемлют иных систем, говорил его создатель Антон Адасинский на пресс-конференции. 'Существует проблема: чему у нас учат, как системе. У меня есть школа 'DEREVO', но что я могу сделать один?'. Люди, выходящие из стен театральных вузов, знающих и приемлющих только одну систему Станиславского, по мнению Антона Адасинского, не вполне свободны: 'И с ними потом делать на сцене что-то, связанное со свободой творчества, ощущения, сложно' И не случайно только на 'Однажды' были выделены 200 льготных билетов для студентов, потому что спектакли DEREVO - 'это прорыв в новое театральное пространство, которое нужно увидеть. Речь идет о профессиональных навыках студентов'. Именно поэтому организатор гастролей - Русский Продюсерский Центр и представляет петербуржцам этот проект, дабы хоть не 'мастер-класс', о котором так мечтает Адасинский, но сами спектакли стало возможным увидеть и немножко больше понять о себе.
Что же такое спектакли театра DEREVO? Особый мир, где нет места словам (вот почему, когда артистов DEREVO просят рассказать о сути действия, они ограничиваются разговором о философских категориях и мотивируют это тем, что не хотят 'сужать фантазийный мир зрителя'), но все рассказывается жестом, мимикой, сменой декораций, музыкой и светом. Англичане называют такой театр Physical Theatre - театр тела или мим-театр. Именно спектакль 'Однажды' в 1998 году получил две награды эдинбургского фестиваля - Herald Angel (главный приз, учрежденный британской газетой Herald Tribune) и The Fringe First, общепризнанный первый приз всего фестиваля, учрежденный главной шотландской газетой The Scotsman, причем впервые этот приз был вручен театру, работающему в таком направлении. Но это - не вполне клоунада, не забавный цирк, хотя зритель, попавший на спектакль DEREVO впервые, найдет в их эстетике что-то и от цирка и что-то, близкое популярным 'Лицедеям'. Театр DEREVO идет дальше: оно создает 'клоунский' мир, в котором живут неподдельные, серьезные страсти. Место смеху там есть тоже, и много, но при всем этом спектакль серьезен и через такую форму, - а она очень органична, вполне возможно, самая органичная, для описания трагедийности бытия, зритель может понять такие сложные вещи о себе и своем месте в потоке жизни, что когда сидишь в зале, смеешься. А вспоминаешь спектакль, и смех кажется неуместным: ведь и маска твоей собственной жизни выходила на сцену во всей обнаженности и правде. Так говорить о мире, - быть немыми и кричать этим громче всякого трибуна, могут только очень талантливые люди. Люди, которые знают, как показать в небольшом отрезке сценического времени самое сокровенное - это артисты, имеющие на то свободу и собственную, тонко, психологично построенную театральную систему. 'Однажды' - спектакль о любви. И этим одним уже многое можно сказать, а остальное - можно только увидеть и понять самому. Это действительно театр для взрослых детей, то есть для детей, которые живут внутри взрослых, той чистой частицы души, которая не замутнена социально-экономическими проблемами, нормами и ограничениями. Тогда понятна мимика героев, их движения, тогда становится интересно созерцать бесхитростную историю (как, например, в 'Однажды'), построенную с большой выдумкой и содержащую в каждом жесте бесконечное количество смыслов - каждому зрителю свой.
Сложный философский подтекст - непременное условие существования таких легких и ярких спектаклей театра DEREVO. Петербургскому зрителю повезло разгадывать их загадки именно сейчас. Этот шанс дается не так часто.
Ольга КРАСНОВА
март 2001 года
Этот уникальный театр нечастый гость в нашей стране и, в том числе, в своем родном городе - Санкт-Петербурге. Театр "DEREVO" был основан в 1988 году в городе, называвшемся тогда еще Ленинград. Антон Адасинский, около восьми лет проработавший в труппе Вячеслава Полунина "Лицедеи", основал тогда театральную студию, через которую за короткое время прошли десятки людей, пока не осталось лишь четверо, которые и составили костяк театра. Уже первые спектакли в "Черном зале" Ленинградского Дворца Молодежи, перешедшем по наследству от "Лицедеев", собирали всех любителей необычных и острых ощущений. Уже тогда о них писала западная пресса, называвшая "DEREVO" арт-острием, прорывающим 'железный занавес'. Многие помнят выступления театра "DEREVO" на улицах и площадях города, с их молчаливой концентрацией, абсолютно медитативным ритуалом создания гипсовой маски любого из зрителей, которые потом говорили об удивительных ощущениях: "Это было как обретение нового лица, новой сущности себя". Первый официальный спектакль театра - 'Зона красного' - был сыгран в Ленинграде в ноябре 1988 года. Позже, в 1997 году, под названием 'Красная Зона' (RED ZONE), этот спектакль был награжден жюри знаменитого эдинбургского фестиваля FRINGE специальным призом критики, как 'самая нестандартная иностранная постановка'.
Именно в 1997 году DEREVO обосновалось в Дрездене, а до этого, после российского периода жизни театра, который памятен нашему зрителю по спектаклям в Ленинградском Дворце молодежи и выступлениям на улицах города, были еще Прага, Амстердам, Флоренция:
В прошлом году, когда проходили гастроли DEREVO, зал Театра на Литейном не смог вместить всех желающих: так велик был интерес зрителей к этому странному, но, вместе с тем, захватывающему искусству, что привело к ежедневным переаншлагам. Как легенда среди петербургских театралов живет история о том, как в последний день октябрьских гастролей прошлого года те, кому не досталось билетов, выломали дверь театра и прорвались в зал: Нынешние гастроли - как продолжение успеха известных спектаклей театра и в знак развития его в серьезное театральное направление и на российских подмостках - предоставили зрителям возможность увидеть нашумевший спектакль 'Однажды', художественный фильм 'Юг. Граница' и премьеру 'Суицид в прогрессии'. Именно из-за того, что Петербург увидит это первым, гастроли DEREVO в нашем городе можно назвать сенсацией. Именно у нас, в 1 студии ТРК 'Петербург' состоится мировая премьера 'Суицида' с 15 по 18 марта, когда закончатся репетиции, когда это уникальное зрелище станет еще одним вкладом в упрочение позиций мим-театра на отечественной сцене. Сейчас еще об этом спектакле практически ничего не известно. А рассказывать словами то, что будет происходить на сцене, если это касается работы DEREVO, в принципе, и бесполезно. Но этот спектакль является одним из главных претендентов на получение главной награды на общероссийском театральном фестивале 'Золотая Маска', куда DEREVO отправится сразу же после петербургских гастролей. В качестве хоть какого-либо комментария к тому, что уже в скором времени станет частью нашей личной духовной жизни, можно привести высказывания о работе Антона Адасинского: 'Мы покажем нашу новую работу "Суицид", которую, скорее всего, будем доводить до ума уже здесь, перед самым фестивалем. В начале работы над спектаклем мы задумались над тем, что многие музыканты, рок-н-ролльщики 60-80-х годов, эти "ангелы ада", окончили жизнь самоубийством. В России - Башлачев, Саша Давыдов из "Странных игр". Мама рок-н-ролла Дженис Джоплин умерла в 27 лет - девчонкой. Они максимально сжали срок своей работы и все успели сделать - и как великолепно. Именно потому, мне кажется, что думали о смерти. Смерть им дала ощущение "резинового времени". Я стал слушать их музыку, собирать материал. И вдруг, в какой-то момент, тема эта "провалилась", ушла, но дала как бы удар в спину - и мы поехали дальше... "Суицид" оказался о религии, о силах, о смеховом мире как о дьявольском мире. О ниточке, которая связывает человека и всемирный хаос, - о смехе. Если ниточка порвется, то конец нам и нашей культуре. Мы задумались, почему смерть и смех - рядом: Это спектакль о религии, о дьявольских зеркалах, которые живут в каждом человеке, о дьявольской силе как мощном и позитивном персонаже. Все образы - метафизические, мы играем силы, а не персонажи. Это философская притча о том, что человек в течение жизни должен меняться. Если этого не происходит, он 'затвердевает' и тем самым убивает себя'.
Естественно, этот спектакль привлечет внимание зрителя уже самой тематикой. Но как сложен поставленный вопрос! Едва ли кто-нибудь на отечественной сцене, да и вообще в мире, решится говорить о нем так долго и вдумчиво, и какими средствами - мим-театра, клоунадой, по сути, развивая традиции смеховой культуры различных народов, аккумулируя опыт, заложенный в этих традициях. Как жаль, что школа самого DEREVO в нашей стране не имеет достойного развития, продолжения в других лицах, кроме самого состава этого театра. И именно об этом, о наболевшем, о том, как упрямо держат в России позиции традиционного театра и не приемлют иных систем, говорил его создатель Антон Адасинский на пресс-конференции. 'Существует проблема: чему у нас учат, как системе. У меня есть школа 'DEREVO', но что я могу сделать один?'. Люди, выходящие из стен театральных вузов, знающих и приемлющих только одну систему Станиславского, по мнению Антона Адасинского, не вполне свободны: 'И с ними потом делать на сцене что-то, связанное со свободой творчества, ощущения, сложно' И не случайно только на 'Однажды' были выделены 200 льготных билетов для студентов, потому что спектакли DEREVO - 'это прорыв в новое театральное пространство, которое нужно увидеть. Речь идет о профессиональных навыках студентов'. Именно поэтому организатор гастролей - Русский Продюсерский Центр и представляет петербуржцам этот проект, дабы хоть не 'мастер-класс', о котором так мечтает Адасинский, но сами спектакли стало возможным увидеть и немножко больше понять о себе.
Что же такое спектакли театра DEREVO? Особый мир, где нет места словам (вот почему, когда артистов DEREVO просят рассказать о сути действия, они ограничиваются разговором о философских категориях и мотивируют это тем, что не хотят 'сужать фантазийный мир зрителя'), но все рассказывается жестом, мимикой, сменой декораций, музыкой и светом. Англичане называют такой театр Physical Theatre - театр тела или мим-театр. Именно спектакль 'Однажды' в 1998 году получил две награды эдинбургского фестиваля - Herald Angel (главный приз, учрежденный британской газетой Herald Tribune) и The Fringe First, общепризнанный первый приз всего фестиваля, учрежденный главной шотландской газетой The Scotsman, причем впервые этот приз был вручен театру, работающему в таком направлении. Но это - не вполне клоунада, не забавный цирк, хотя зритель, попавший на спектакль DEREVO впервые, найдет в их эстетике что-то и от цирка и что-то, близкое популярным 'Лицедеям'. Театр DEREVO идет дальше: оно создает 'клоунский' мир, в котором живут неподдельные, серьезные страсти. Место смеху там есть тоже, и много, но при всем этом спектакль серьезен и через такую форму, - а она очень органична, вполне возможно, самая органичная, для описания трагедийности бытия, зритель может понять такие сложные вещи о себе и своем месте в потоке жизни, что когда сидишь в зале, смеешься. А вспоминаешь спектакль, и смех кажется неуместным: ведь и маска твоей собственной жизни выходила на сцену во всей обнаженности и правде. Так говорить о мире, - быть немыми и кричать этим громче всякого трибуна, могут только очень талантливые люди. Люди, которые знают, как показать в небольшом отрезке сценического времени самое сокровенное - это артисты, имеющие на то свободу и собственную, тонко, психологично построенную театральную систему. 'Однажды' - спектакль о любви. И этим одним уже многое можно сказать, а остальное - можно только увидеть и понять самому. Это действительно театр для взрослых детей, то есть для детей, которые живут внутри взрослых, той чистой частицы души, которая не замутнена социально-экономическими проблемами, нормами и ограничениями. Тогда понятна мимика героев, их движения, тогда становится интересно созерцать бесхитростную историю (как, например, в 'Однажды'), построенную с большой выдумкой и содержащую в каждом жесте бесконечное количество смыслов - каждому зрителю свой.
Сложный философский подтекст - непременное условие существования таких легких и ярких спектаклей театра DEREVO. Петербургскому зрителю повезло разгадывать их загадки именно сейчас. Этот шанс дается не так часто.
Ольга КРАСНОВА
март 2001 года