добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
Театр начинается с начала


Древний миф молодые актеры рассказали языком современного театра. И стало понятно, что не только история Эдипа, но и искусство, родившееся под жарким солнцем Эллады, вечно. Не оттого ли спектакль назван одним из лучших в прошлом сезоне и претендует на 'Золотой софит' сразу по нескольким номинациям?


Все теоретически согласны, что театры должны свободно рождаться и умирать. На практике и открыть, и закрыть театр нелегко. И все же появление на сцене новых проектов, которые возникают не по плану и удаются, обнадеживает. Может быть, эти 'неформалы' спасут искусство от рутины и стагнации?..
Спектакль 'Эдип-царь' родился из обычной актерской самодеятельности. Трое однокашников мечтали о собственном театре. Но Ксения Раппопорт уже вовсю снималась в кино и работала у Льва Додина. Тараса Бибича пригласили в Театр на Литейном. А итальянец Джулиано ди Капуа играл в 'Приюте комедиантов', оставаясь 'в свободном полете'. Да и может ли рассчитывать на постоянный ангажемент артист, говорящий по-русски с сильным акцентом? И все же они собрались в стенах Театра на Литейном и обратились к мифам Древней Греции. Останов! ш кь на знаменитой трагедии Еврипида. В союзники пригласили еще одного ученика Вениамина Филынтинского - режиссера Андрея Прикотенко.
Историю Эдипа стали читать буквально с чистого листа. Словно никогда и не слышали об Эдиповом комплексе. Будто не знали о масштабных постановках, в которых участвовали десятки артистов и сотни статистов. Опустили трагедию с неба на землю, придав ей человеческие измерения. Втроем решили рассказать убийственную в своей простоте историю о том, как вполне благополучный властитель Фив вдруг узнает, что убил своего отца и женат на собственной матери. Что испытывает человек, на которого обрушиваются подобные известия? И что испытывает женщина, внезапно обнаружившая в муже родного сына?..
Эдипов комплекс же остается в спектакле лишь в качестве контрапункта: артисты превращают его в комическую увертюру будущей трагедии. Саму же историю они разыгрывают лихо, артистично, меняя маски, а то и заменяя целый античный хор. Они жонглируют образами, метафорами, цитатами. Поют греческие народные песни, пляшут самозабвенно, как танцевали, наверное, участники Дионисийских игр. Своих героев они проводят через все круги ада. Но в финале, как и велит греческая традиция, наступает катарсис: Эдип и Иокаста встречаются в райских кущах по ту сторону Леты. Они превратились в ангцев, беспечно пасущихся на лугу. Они счастливы, они снова любят друг друга...

Елeнa Алексеева

"Женский Петербург" 2002, октябрь


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.