добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
ЭДИП-ЦАРЬ

Некоторую конкуренцию фаворитам минувшего сезона, спектаклям МДТ- театра Европы 'Московский хор' и 'Чайка' составит в споре за 'Золотой Софит-2002' новая работа театра на Литейном 'Эдип-царь'.
Режиссер Андрей Прикотенко. Сценограф Эмиль Капелюш. Автор костюмов Стефания Граурогкайте. В ролях: Джулиано ди Капуа, Ксения Раппопорт, Тарас Бибич.

МАСТЕРСКАЯ Театра на Литейном прильнула к истокам. Представила трагедию Софокла 'Царь Эдип', от которой произошел европейский театр. Именно Софокл сформировал представление о триединстве места, времени и действия, которые покорно отрабатывали в дальнейшем классицисты - от Корнеля до Расина. Софокл дал представление о катарсисе, о трагическом герое, трагической вине и трагической иронии. Он дал европейской драматургии тему возмездия, которую жадно эксплуатировали Гауптман и Ибсен, породившие Чехова. В отличие от Еврипида и Эсхила, именно Софокл обогатил греческую театральную маску чертами характера. Увел театр от засилья фабулы. 'Он много - этот парень - горьких, каменистых истин измерил в странствиях ума'. Режиссер Андрей Прикотенко берет отрывки наилучших переводов от Зелинского до Апта и представляет 'Царя Эдипа' как самую первую психологическую драму. В мягкие камни, сделанные из заботливо окрашенных тряпиц, как в ковер ручной работы, вносят в широких портках человека - далеко не царя, но Эдипа. Он убежал из дома из страха дурных пророчеств, скитался по пригородам Фив, на какой-то узенькой дорожке встретил повозку VlPa с ..пятью сопровождающими. Его толкнули,
он толкнул. Мужичок, сидевший в повозке - голова едва посеребренная, - ударил парня палкой. Эдип (Джулиано ди Капуа) вскипел - кровь-то молодая - завелся и убил. Ушел, попил вина, забылся и забыл. Потом победил сфинкса в интеллектуальном поединке и стал царем. Женился на царице. Как и предсказал оракул, на собственной матери. Стал братом собственных детей. Отцу убийца и ему соложник.
Молодому режиссеру Прикотенко удалось снять трагедию с котурнов, преобразить фиванскую площадь в коврик для борьбы буто и выделить из гама караоке одинокий голос агнца, брошенного на алтарь неведения: грехи отцов довлеют над детьми. Каменные булавы висят над головами смертных. Трагическая вина - в отказе повиноваться предсказаниям дельфийского оракула. Трагическая ирония - в унификации прорицаний. Катарсис - очищение - в обретении подлинного знания. Человек, будь он трижды Разэдип, провидению и року не соперник. Пастух небесный стережет свои стада, отбившейся овце - серпом кривым по шее. Остался жив - молчи. Что сбудется, то будет. 'Жить следует беспечно - кто как может...'

    ИГОРЬ ЕВСЕЕВ
"Красный" 2002 N 2 август с. 76


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.