Спектакль "Смерть Тарелкина" |
15 января 2002 |
"Санкт-Петербургские ведомости" январь 2002
Антреприза - это, как правило, плохо. Собирают звезд 'с бору по сосенке', выбирают пьеску попроще, кое-как наскоро репетируют и отправляются в 'чес', интересуясь прежде всего не умом и сердцами зрителей, а их кошельками.
Но, оказывается, не бывает правил без исключений. В последнее время Петербург небезуспешно пытается бороться с московской антрепризной халтурой, противопоставляя ей спектакли, рассчитанные не только на коммерческий, но и на эстетический результат. Одной из 'первых ласточек' стала постановка 'Сидеть... лежать... любить...' с блистательной Ириной Соколовой, а недавно на сцене ДК имени Ленсовета нам показали 'Смерть Тарелкина' в постановке Юрия Бутусова.
Молодой режиссер, до сих пор ни в какой театральной коммерции не замеченный, выбрал для постановки одну из самых сложных и загадочных пьес русской классики. Завершающая знаменитую трилогию А. В. Сухово-Кобылина 'Смерть Тарелкина' представляет собой редкий для нашей драматургии образец гротескового трагифарса. Горькая усмешка драматурга по поводу абсурда российской жизни. Для Бутусова, начинавшего свою режиссерскую карьеру спектаклями 'В ожидании Годо' Беккета, 'Войцек' Бюхнера, 'Калигула' Камю, интерес к 'Смерти Тарелкина' вполне закономерен. Но для антрепризы такой выбор по меньшей мере странен.
Зато подбор актеров выглядит, с антрепризной точки зрения, идеально. Михаил Пореченков, Константин Хабенский - эти имена на слуху и на виду у самой широкой публики после успеха телесериалов 'Агент национальной безопасности' и 'Убойная сила'. Но мало кто знает, что именно эти актеры составили костяк бутусовской команды и получили признание как прекрасный театральный ансамбль задолго до своей телевизионной славы.
Режиссер верно уловил фарсовую, балаганную природу пьесы. Это чувствуется и в оформлении художника Александра Шишкина, и в актерском исполнении. Публика радостно реагирует на обилие 'ужимок и прыжков' своих любимцев, которые с удовольствием и азартом разыгрывают историю с мнимым покойником, которого ретивая полиция приняла за оборотня и вурдалака, быстренько заставив признаться во всех мыслимых и немыслимых грехах. Прекрасно выученные и пластически подготовленные актеры легко и стильно с этим справляются.,
Собственно, для успеха антрепризного спектакля этого было бы вполне достаточно. Но режиссер ставил себе и актерам задачу гораздо более сложную.
Как и Сухово-Кобылин, он лишен умиления и сочувствия, к маленькому человеку. И Тарелкин, и превратившийся в квартального надзирателя Расплюев - это не просто уродливые порождения ушедшего мрачного прошлого, но необычайно живучие социальные типы. И уже в том, что история о разгуле коррупции и полицейского произвола разыгрывается в лицах так хорошо всем знакомых 'правильных' телевизионных ментов, есть элемент мрачной иронии, очень созвучный всему творчеству драматурга.
Наиболее близко к глубинной сути пьесы удалось подобраться Андрею Краско - новому для Бутусова актеру, которому режиссер отдал ключевую в Спектакле роль. Его Тарелкин уморительно смешон и жалок в своих попытках перехитрить такого мастера интриги и лихоимства, как генерал Варравин (Константин Хабенский). Но при этом ни на секунду не возникает сомнения, что, и потерпев очередное поражение, он оправится и вновь возьмется за дела. И становится по-настоящему страшно, когда представишь: как только объявят очередной 'прогресс', такой вот Тарелкин непременно 'встанет и пойдет впереди прогресса'.
Михаил Пореченков изображает Расплюева этаким дебилом-переростком, который если и 'ушибет' кого из подследственных, то отнюдь не по злобе, а исключительно от старательности и широты натуры. Актер играет, сочно и основательно, наблюдать за ним - одно удовольствие. Но в кульминационные моменты, когда у самого Расплюева дух должно захватывать от осознания того, что он, не только на генерала Варравина дело завести может, но и 'всю Россию потребовать', актеру не удается выйти за пределы фактуры симпатичного придурка.
'Смерть Тарелкина' несомненно будет иметь зрительский успех и продюсерские затраты оправдает (тем более что по московским меркам они невелики). Важнее другое - чтобы от спектакля к спектаклю не терялось стремление не только повеселить зрителя, но и заставить его задуматься.
Владимир Полушко
Санкт-Петербургские ведомости 2002 г. январь
Но, оказывается, не бывает правил без исключений. В последнее время Петербург небезуспешно пытается бороться с московской антрепризной халтурой, противопоставляя ей спектакли, рассчитанные не только на коммерческий, но и на эстетический результат. Одной из 'первых ласточек' стала постановка 'Сидеть... лежать... любить...' с блистательной Ириной Соколовой, а недавно на сцене ДК имени Ленсовета нам показали 'Смерть Тарелкина' в постановке Юрия Бутусова.
Молодой режиссер, до сих пор ни в какой театральной коммерции не замеченный, выбрал для постановки одну из самых сложных и загадочных пьес русской классики. Завершающая знаменитую трилогию А. В. Сухово-Кобылина 'Смерть Тарелкина' представляет собой редкий для нашей драматургии образец гротескового трагифарса. Горькая усмешка драматурга по поводу абсурда российской жизни. Для Бутусова, начинавшего свою режиссерскую карьеру спектаклями 'В ожидании Годо' Беккета, 'Войцек' Бюхнера, 'Калигула' Камю, интерес к 'Смерти Тарелкина' вполне закономерен. Но для антрепризы такой выбор по меньшей мере странен.
Зато подбор актеров выглядит, с антрепризной точки зрения, идеально. Михаил Пореченков, Константин Хабенский - эти имена на слуху и на виду у самой широкой публики после успеха телесериалов 'Агент национальной безопасности' и 'Убойная сила'. Но мало кто знает, что именно эти актеры составили костяк бутусовской команды и получили признание как прекрасный театральный ансамбль задолго до своей телевизионной славы.
Режиссер верно уловил фарсовую, балаганную природу пьесы. Это чувствуется и в оформлении художника Александра Шишкина, и в актерском исполнении. Публика радостно реагирует на обилие 'ужимок и прыжков' своих любимцев, которые с удовольствием и азартом разыгрывают историю с мнимым покойником, которого ретивая полиция приняла за оборотня и вурдалака, быстренько заставив признаться во всех мыслимых и немыслимых грехах. Прекрасно выученные и пластически подготовленные актеры легко и стильно с этим справляются.,
Собственно, для успеха антрепризного спектакля этого было бы вполне достаточно. Но режиссер ставил себе и актерам задачу гораздо более сложную.
Как и Сухово-Кобылин, он лишен умиления и сочувствия, к маленькому человеку. И Тарелкин, и превратившийся в квартального надзирателя Расплюев - это не просто уродливые порождения ушедшего мрачного прошлого, но необычайно живучие социальные типы. И уже в том, что история о разгуле коррупции и полицейского произвола разыгрывается в лицах так хорошо всем знакомых 'правильных' телевизионных ментов, есть элемент мрачной иронии, очень созвучный всему творчеству драматурга.
Наиболее близко к глубинной сути пьесы удалось подобраться Андрею Краско - новому для Бутусова актеру, которому режиссер отдал ключевую в Спектакле роль. Его Тарелкин уморительно смешон и жалок в своих попытках перехитрить такого мастера интриги и лихоимства, как генерал Варравин (Константин Хабенский). Но при этом ни на секунду не возникает сомнения, что, и потерпев очередное поражение, он оправится и вновь возьмется за дела. И становится по-настоящему страшно, когда представишь: как только объявят очередной 'прогресс', такой вот Тарелкин непременно 'встанет и пойдет впереди прогресса'.
Михаил Пореченков изображает Расплюева этаким дебилом-переростком, который если и 'ушибет' кого из подследственных, то отнюдь не по злобе, а исключительно от старательности и широты натуры. Актер играет, сочно и основательно, наблюдать за ним - одно удовольствие. Но в кульминационные моменты, когда у самого Расплюева дух должно захватывать от осознания того, что он, не только на генерала Варравина дело завести может, но и 'всю Россию потребовать', актеру не удается выйти за пределы фактуры симпатичного придурка.
'Смерть Тарелкина' несомненно будет иметь зрительский успех и продюсерские затраты оправдает (тем более что по московским меркам они невелики). Важнее другое - чтобы от спектакля к спектаклю не терялось стремление не только повеселить зрителя, но и заставить его задуматься.
Владимир Полушко
Санкт-Петербургские ведомости 2002 г. январь