добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Новости • «Спектакль "Смерть Тарелкина"»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



Спектакль "Смерть Тарелкина"
1 февраля 2002

Антреприза проявляет убойную силу

Есть пьесы, над которыми тяготеет рок. Стоит взяться за их постановку, как начинаются в лучшем случае приключения, а в худшем - неприятности.
этому разряду явно принадлежит драма Сухово-Кобылина 'Смерть Тарелкина', принесшая как автору, так и постановщикам немало хлопот. Как при царизме, так и при социализме. А ныне, когда не только на рынке, но и в театре строится капитализм, соблюдать технику безопасности просто необходимо.

Опасные связи

    Артисты еще кое-как подготовлены к вступлению в рынок. Они снимаются в кино, где товарно-денежные отношения наступили гораздо раньше, чем в театре. Похоже, что именно они - артисты - подбили режиссера Юрия Бутусова на опасную связь с антрепризой. Их можно понять. Десятки менее талантливых и порой не более известных товарищей по искусству сбиваются в стаи и, наспех разучив роли, отправляются в гастрольные турне по городам и весям. Тем самым они зарабатывают на хлеб с маслом.
    Чем меньше 'накладные расходы', то есть постановочная бригада, количество действующих лиц в пьесе и сроки репетиций, тем толще слой масла на том самом хлебе. И чем дальше от Москвы устроить 'чес', тем прибыльней предприятие.
    Питерские артисты благодаря всенародно любимым сериалам 'Убойная сила' и 'Агент национальной безопасности' сейчас находятся в зените славы. Почему бы им не воспользоваться моментом? А поскольку артисты они не только популярные, но и хорошие, с настоящей школой и опытом работы в академических театрах, то решили совместить приятное с полезным. То бишь сыграть в антрепризе классическую пьесу.
    Впрочем, инициатива постановки вполне могла принадлежать известному театральному менеджеру Нине Петровой. Артисты Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Зибров, Андрей Краско и Артур Ваха лишь по слабости душевной поддались на уговоры опытного деятеля антрепризы. Да еще вовлекли в авантюру режиссера Театра Ленсовета Юрия Бутусова, ранее ставившего лишь пьесы 'для узкого круга', такие, как 'В ожидании Годо', 'Калигула', 'Войцек', 'Сторож'. В любом случае результат остается неизменным: дебют самой элитарной труппы на самых демократических подмостках состоялся.

Тарелкин-танго

В начале спектакля под звучащее на полную катушку танго главный герой пьесы Тарелкин порывает с прошлым. Чтобыуйти от кредиторов, спастись от долгов и гнева начальства, он меняет внешний облик, имя и звание. Исполняющий эту роль Андрей Краско сбрасывает с себя шинель, наряжается в партикулярное платье и в знак обретения свободы вдребезги разбивает тарелку. Однако рано обрадовался бывший чиновник Свободой воспользоваться не удалось. Попал он в участок, где околоточные, приняв его за оборотня, разворачивают целое следствие по делу Тарелкина.
Для типично антрепризной публики сюжет, известный лишь людям с высшим гуманитарным образованием, кажется диким. Тем более что играется спектакль в условной манере, без точного следования историческим реалиям. Понять, что происходит на сцене, непосвященному трудно. Как разобраться во всех этих титулярных советниках, генералах, околоточных? На такие спектакли люди приходят отдохнуть и посмеяться, а им предлагают головоломки. Триллер это, что ли? Жуткие горбатые уроды, нарядившиеся в шинели и мундиры, сильно смахивают на персонажей из фильмов ужасов. Так что, в общем-то, все равно, когда и где дело происходит.
Театралам повезло меньше. Они уже видели на Малой сцене Театра Ленсовета спектакль, где под музыку другого танго разворачивалась драма другого маленького человека - Войцека; Накатанный прием режиссер запросто приложил к совершенно иным обстоятельствам. Впрочем, может быть, так и надо? Известны спектакли, где танго танцуют герои Чехова, а фокстрот - персонажи Шекспира. Почему бы, собственно, и нет? Одни скажут: 'Штамп!', другие возразят: 'Стиль!' Пусть танцуют на здоровье, тем более что это у артистов под руководством балетмейстера Николая Реутова получается лучше, чем собственно игра.
С драматургическим искусством в 'Смерти Тарелкина' плоховато. Если и говорить о стиле, то обозначать его надо словом 'эклектика'. Верхом безвкусицы, конечно, стало исполнение сразу нескольких эпизодических ролей Артуром Вахой. Так кривляться можно в каком-нибудь рекламном ролике, но уже в актерском капустнике нельзя - освищут. Не больше выдумки привнес в роль Варравина Константин Хабенский. Его герой довольно ловко хрюкает и дергает головой - вот и вся 'палитра'. Михаил Пореченков делает пародию на своего же пьяницу Капитана из 'Войцека'.
Самостоятелен, кажется, один лишь Ох (Андрей Зибров), персонаж, словно из новеллы Гофмана сбежавший.

'Сорвалось!'

Катастрофой закончилась для Тарелкина его затея - потерять лицо, превратиться в другого человека. Столь же неудачно завершилась и авантюра героя другой пьесы Сухо-во-Кобылииа - Кречинского. Ему принадлежит знаменитая реплика: 'Сорвалось!', фраза игрока, пытавшегося сорвать крупный куш. Похоже, с Бутусовым и его командой судьба сыграла туже шутку. Они, конечно, ни с кем. кроме как с самими собой, ловчить не пытались. Надеялись, наверное, и невинность соблюсти, и с рынком поладить. Однако мало у кого подобное получается.
Ничего непоправимого вроде бы не произошло. Залы в тех дворцах культуры, где они выступают, полны. Места для парковки не найдешь. Публика в финале ликует, засыпает любимцев своих цветами, просит автографы, взирает на них, как на небожителей.
Однако, похоже, сами артисты чувствуют себя не в своей тарелке. Знают же, чем искусство от халтуры отличается.

"Деловой Петербург" 1 февраля 2002 г.
Елена Алексеева


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.