Спектакль "Смерть Тарелкина" |
1 февраля 2002 |
"Коммерсант" 1 февраля 2002 г.
Менты разобрались со 'Смертью Тарелкина'
На сцене Выборгского ДК состоялась премьера антрепризного спектакля Юрия Бутусова 'Смерть Тарелкина' по пьесе Александра Сухово-Кобылина.
Спектакль Юрия Бутусова, лауреата 'Масок' и 'Софитов', если чем и отличается от бурного потока драматического ширпотреба, так это выбором драматургического материала. 'Смерть Тарелкина' - это ведь не просто классическая пьеса, но и знаменитый товстоноговский спектакль. Казалось бы - опасно. Ан нет. Публика тогдашнего БДТ и сегодняшняя публика Выборгского ДК, пришедшая посмотреть на телементов - это по большей части разные, не пересекающиеся между собой группы. Так что смело можно считать пьесу малоизвестной. Оглушительный успех отдельных отрывков авторского текста, вроде 'бегущего впереди прогресса' Тарелкина, можно объяснить лишь невинной радостью первого знакомства.
В целом Юрий Бутусов остался верен себе. Постановщику не пришлось заново собирать актерскую команду, здесь все свои: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Зибров, Олег Андреев. Старые, верные 'бутусовцы' - с большинством из них режиссер работает с самого начала профессиональной карьеры. К ним примкнули Андрей Краско (его привычно видеть рядом с Пореченковым на телеэкране) и Артур Ваха, ушедший из Театра комедии и, кажется, разочаровавшийся в репертуарном театре. На сцене все тот же излюбленный режиссером жанр драматической клоунады, в котором он так славно, с таким обезоруживающим легкомыслием начинал 'В ожидании Годо' и так самонадеянно продолжил профессионально неряшливыми ленсоветовскими 'Клопом' и 'Старшим сыном'. Драматического действия нет - есть действие физическое. Характеров нет - есть внешние характеристики героев.
Почти все персонажи таскают под шинелями внушительные горбы. Таков, надо полагать, уровень понимания соблазнительного термина 'гротеск'. Генерал Варравин (Константин Хабенский) получил кавалерийские штаны, серую шинель, раннюю седину и страшный шрам на щеке от героя Ланового из фильма 'Офицеры'. Первый акт это 'лицо со шрамом' хрюкало и всхрапывало, вероятно, намекая то ли на кавалерийское прошлое, то ли на оборотническую природу генерала, но ко второму акту - угомонилось. Тарелкин (Андрей Краско), расставшись с париком и защечными комочками, утратил и какие бы то ни было признаки наличия роли, кроме выразительной декламации. Ничего конкретного на самом деле не выражающей, поскольку тщательный разбор непростой пьесы и постановка внятных и серьезных актерских задач - это, кажется, последнее, что волновало режиссера.
Расплюева (Михаил Пореченков) и Оха (Андрей Зибров) назначили ответственными за сюжет: единственная история, которую можно выцарапать из обилия довольно дешевых, штампованных гэгов в этом спектакле - это анекдот о произволе следственных органов. Сначала Ох и Расплюев были безобидными идиотами, а потом переоделись, сделали осмысленные глаза, помолодели и давай всех мучить! Разумеется, сухово-кобылинская 'Смерть Тарелкина' может быть сколь угодно острой, грубой, фарсовой, балаганной, но не поверхностной и бессодержательной. Между тем, стиль представленного командой Бутусова зрелища колебался между вовсе не мейерхольдовским, а самым натуральным ярмарочным балаганом и детским утренником. То, что заявлено как лицедейство, слишком часто оборачивается бытовым кривлянием.
'Смерть Тарелкина' - самый обычный антрепризный проект. Финансовые выгоды - очевидны, а художественные достижения - сомнительны. Если вы видели одну антрепризную постановку - считайте, что вы видели их все. Репетиционный процесс там обычно исчисляется не месяцами, как обычно, а днями. Качество продукта - соответственное. Все просто: 'огромные массы масс', как писал когда-то Николай Эрдман, готовы платить за возможность увидеть звезд телеэкрана 'живьем'. А когда доверчивые люди так настойчиво просят, чтобы их взяли голыми руками, просто стыдно не пойти им навстречу.
МАРИЯ ЛИЛИНА
На сцене Выборгского ДК состоялась премьера антрепризного спектакля Юрия Бутусова 'Смерть Тарелкина' по пьесе Александра Сухово-Кобылина.
Спектакль Юрия Бутусова, лауреата 'Масок' и 'Софитов', если чем и отличается от бурного потока драматического ширпотреба, так это выбором драматургического материала. 'Смерть Тарелкина' - это ведь не просто классическая пьеса, но и знаменитый товстоноговский спектакль. Казалось бы - опасно. Ан нет. Публика тогдашнего БДТ и сегодняшняя публика Выборгского ДК, пришедшая посмотреть на телементов - это по большей части разные, не пересекающиеся между собой группы. Так что смело можно считать пьесу малоизвестной. Оглушительный успех отдельных отрывков авторского текста, вроде 'бегущего впереди прогресса' Тарелкина, можно объяснить лишь невинной радостью первого знакомства.
В целом Юрий Бутусов остался верен себе. Постановщику не пришлось заново собирать актерскую команду, здесь все свои: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Зибров, Олег Андреев. Старые, верные 'бутусовцы' - с большинством из них режиссер работает с самого начала профессиональной карьеры. К ним примкнули Андрей Краско (его привычно видеть рядом с Пореченковым на телеэкране) и Артур Ваха, ушедший из Театра комедии и, кажется, разочаровавшийся в репертуарном театре. На сцене все тот же излюбленный режиссером жанр драматической клоунады, в котором он так славно, с таким обезоруживающим легкомыслием начинал 'В ожидании Годо' и так самонадеянно продолжил профессионально неряшливыми ленсоветовскими 'Клопом' и 'Старшим сыном'. Драматического действия нет - есть действие физическое. Характеров нет - есть внешние характеристики героев.
Почти все персонажи таскают под шинелями внушительные горбы. Таков, надо полагать, уровень понимания соблазнительного термина 'гротеск'. Генерал Варравин (Константин Хабенский) получил кавалерийские штаны, серую шинель, раннюю седину и страшный шрам на щеке от героя Ланового из фильма 'Офицеры'. Первый акт это 'лицо со шрамом' хрюкало и всхрапывало, вероятно, намекая то ли на кавалерийское прошлое, то ли на оборотническую природу генерала, но ко второму акту - угомонилось. Тарелкин (Андрей Краско), расставшись с париком и защечными комочками, утратил и какие бы то ни было признаки наличия роли, кроме выразительной декламации. Ничего конкретного на самом деле не выражающей, поскольку тщательный разбор непростой пьесы и постановка внятных и серьезных актерских задач - это, кажется, последнее, что волновало режиссера.
Расплюева (Михаил Пореченков) и Оха (Андрей Зибров) назначили ответственными за сюжет: единственная история, которую можно выцарапать из обилия довольно дешевых, штампованных гэгов в этом спектакле - это анекдот о произволе следственных органов. Сначала Ох и Расплюев были безобидными идиотами, а потом переоделись, сделали осмысленные глаза, помолодели и давай всех мучить! Разумеется, сухово-кобылинская 'Смерть Тарелкина' может быть сколь угодно острой, грубой, фарсовой, балаганной, но не поверхностной и бессодержательной. Между тем, стиль представленного командой Бутусова зрелища колебался между вовсе не мейерхольдовским, а самым натуральным ярмарочным балаганом и детским утренником. То, что заявлено как лицедейство, слишком часто оборачивается бытовым кривлянием.
'Смерть Тарелкина' - самый обычный антрепризный проект. Финансовые выгоды - очевидны, а художественные достижения - сомнительны. Если вы видели одну антрепризную постановку - считайте, что вы видели их все. Репетиционный процесс там обычно исчисляется не месяцами, как обычно, а днями. Качество продукта - соответственное. Все просто: 'огромные массы масс', как писал когда-то Николай Эрдман, готовы платить за возможность увидеть звезд телеэкрана 'живьем'. А когда доверчивые люди так настойчиво просят, чтобы их взяли голыми руками, просто стыдно не пойти им навстречу.
МАРИЯ ЛИЛИНА