Андрей Краско |
15 декабря 2002 |
Сегодня - день "Смерти Тарелкина"
Андрей Краско (Тарелкин) о спектакле. Играть персонажа, который должен умереть - пусть и понарошку, дело отнюдь не приятное. Но Тарелкин, уведомлениями о смерти которого пестрят афиши, в исполнении Андрея Краско - человек незаурядный. Ну много ли кому, как этому герою, даже в экстремальной ситуации придет в голову такое: взять да и положить в гроб чучело, засыпать тухлым мясом и прикинуться собственным соседом (и в самом делу умершим)!
Андрей Краско играет своего Тарелкина с энтузиазмом. Видно, как интересен ему этот герой, - здесь есть что поиграть, и немало! Еще бы: такую историю не каждый день встречаешь (да и встретишь ли?) в реальности. Поэтому на сцене артиста подхватывает вихрь настоящей игры: его собственной, актерской, и его персонажа - со смертью и людьми, которых он пытается обмануть. А что еще нужно настоящему артисту?!
Вам понравилось работать в этом спектакле?
Да. Юрий Бутусов сам по себе замечательный режиссер, и художник, который работал над спектаклем, Александр Шишкин, - тоже профессионал высокого уровня. К тому же наш режиссер после премьеры спектакль доделывал, пока не уехал работать в Москву. Так что первое время после премьеры постоянно что-то менялось. И до сих пор мы сами что-то улучшаем.
В лучшую сторону, как видно. Ведь премьера была 'сырая'...
Премьера была сырая, потому что, к сожалению, все артисты были очень заняты. Мы с Константином Хабенским вообще в этот период жили в поездах 'Москва-Петербург': он снимался у Филиппа Янковского в картине 'В движении', а я у Павла Лунгина в 'Олигархе'. Собирались за неделю все сделать. Но у нас даже недели не получилось, - было меньше дней репетиций перед премьерой:
Но это же не нормально для спектакля!
Для антрепризы это нормально.
А если говорить не об условиях, а о качестве.
Некоторые репетируют спектакли и по три года. Например, в Малом драматическом театре. Но я не могу сказать, что там в итоге получается все так замечательно.
А как долго Вы репетировали спектакль 'Москва-Петушки' в театре 'Приют комедианта'?
Этот спектакль я репетировал 10 дней, - это был ввод в уже готовый спектакль. Хотя в результате он был полностью переделан, потому что все актеры были новые. Спектакль восстанавливался в память о трагически погибших актрисах Варе Шабалиной и Лёли Елисеевой. Они играли в той, первой редакции 'Москвы-Петушков'...
Получается, что такой опыт спринтерской работы для вас не нов.
Опыт спринтерской работы приходит, когда ты снимаешься в сериалах. Да и время сейчас быстро идет. Если вспомнить, когда мне было 6 лет, на весь наш многоквартирный дом был всего два телефона и один телевизор. Сейчас телефон у каждого второго в кармане:
То есть надо приспосабливаться к каким-то новым условиям, продиктованным временем?
Телеграфный стиль общения сейчас везде. И даже Хемингуэй начинал писать в этом стиле.
Были ли Юрий Бутусов для Вас режиссером-диктатором?
Нет, он только предлагал то или иное решение сцены, а уже окончательный вариант мы придумывали вместе.
А что для 'Смерти Тарелкина' придумали лично Вы?
Да много чего. Во-первых, мы же текст переделали, мы взяли две пьесы: 'Расплюевские веселые дни' и 'Смерть Тарелкина' и сделали компиляцию. А первый монолог Бутусов вообще полностью дал мне на откуп. Я сам его составил из текстов.
Как реагировали в Москве на Ваше восклицание 'В глушь, в Москву!', когда Вы были там с гастролями?
Да так же, как и здесь. Смеялись. Ведь есть же анекдот, когда группа людей бежит по перрону Ленинградского вокзала, уже вагоны опустели, все вышли, - опоздали они к прибытию. И выходит из вагона последний человек. Они: 'Вы из Петербурга?' Он: 'Да'. - 'Вы не могли бы у нас в правительстве поработать?!' Вот поэтому и смеются.
Какой вариант 'Смерти Тарелкина' Вам больше нравится: прошлогодний или нынешний?
Тот, спектакль, который у нас есть сейчас, намного лучше, чем то, что было на премьере. Нам всем нравится в нем играть. К сожалению, играем его редко, потому что сложно всем вместе собраться. Мы стараемся каждый раз что-то улучшать. Мы собираемся на каждый спектакль не за час до начала, а часа в четыре. Все обсуждаем, репетируем.
Жанр 'комедия', которым 'Смерть Тарелкина' обозначается на афише, в таком странном соседстве из декораций, костюмов, ваших мизансцен, наконец, как-то не уживается...
Это на афишах написано, что мы играем комедию. И у автора она называлась комедией. Но мы, на самом деле, из этого материала сделали фарс. А как еще можно сказать об этих персонажах, об этом тексте?.. Так люди не разговаривали даже тогда.
Ваш персонаж - мистическая фигура. Снимая накладные бакенбарды и парик, он называется чужим именем, подстраивает свою смерть, и никого из тех, кто его видел 'при жизни' это не удивляет: Получается, что тот, кем он стал - и есть его истинное (в Вашем исполнении) лицо. Или как?
Мы долго думали, как это сделать. И пошли 'от обратного', потому что в пьесе человек надевает парик, вставляет зубы: Мы долго решали с Юрой на репетициях, как нам это обыграть. И решили пойти таким путем.
А почему?
Потому что у актера лицо - немаловажный инструмент. И играть спектакль в парике и с накладными бакенбардами было бы неудобно.
Вы смотрели 'Смерть Тарелкина', поставленную в БДТ Товстоноговым? И если да, то что-нибудь оттуда переняли?
Да, смотрел. И мы ничего оттуда не взяли, потому что там был другой жанр, мюзикл, музыка замечательная. Кстати, после спектакля БДТ до нас эту пьесу долго не ставили. А после нашего спектакля многие театры взялись: в Москве ставят, наш Александринский театр... У нас была задача доказать, что антрепризу можно сделать предметом искусства. То есть чтобы это была не халтура, где есть популярные фамилии, и зрители идут, тратят деньги, только чтобы посмотреть на этих известных людей, а чтобы это стало событием в театральном мире, предметом обсуждения. Кому-то резко не нравится спектакль, кому-то, наоборот, очень нравится...
Я не могу сказать, что к игре кого-то из ребят у меня есть претензии. Мы все выдерживаем жанр. Это бывает исключительно редко, потому что актеры в государственных театрах все играют по-разному. Жанр как таковой в театрах исчез. Мало кто понимает, что это такое и что с этим делать. А вот в кино жанр сейчас как раз появился.
Андрей Краско играет своего Тарелкина с энтузиазмом. Видно, как интересен ему этот герой, - здесь есть что поиграть, и немало! Еще бы: такую историю не каждый день встречаешь (да и встретишь ли?) в реальности. Поэтому на сцене артиста подхватывает вихрь настоящей игры: его собственной, актерской, и его персонажа - со смертью и людьми, которых он пытается обмануть. А что еще нужно настоящему артисту?!
Вам понравилось работать в этом спектакле?
Да. Юрий Бутусов сам по себе замечательный режиссер, и художник, который работал над спектаклем, Александр Шишкин, - тоже профессионал высокого уровня. К тому же наш режиссер после премьеры спектакль доделывал, пока не уехал работать в Москву. Так что первое время после премьеры постоянно что-то менялось. И до сих пор мы сами что-то улучшаем.
В лучшую сторону, как видно. Ведь премьера была 'сырая'...
Премьера была сырая, потому что, к сожалению, все артисты были очень заняты. Мы с Константином Хабенским вообще в этот период жили в поездах 'Москва-Петербург': он снимался у Филиппа Янковского в картине 'В движении', а я у Павла Лунгина в 'Олигархе'. Собирались за неделю все сделать. Но у нас даже недели не получилось, - было меньше дней репетиций перед премьерой:
Но это же не нормально для спектакля!
Для антрепризы это нормально.
А если говорить не об условиях, а о качестве.
Некоторые репетируют спектакли и по три года. Например, в Малом драматическом театре. Но я не могу сказать, что там в итоге получается все так замечательно.
А как долго Вы репетировали спектакль 'Москва-Петушки' в театре 'Приют комедианта'?
Этот спектакль я репетировал 10 дней, - это был ввод в уже готовый спектакль. Хотя в результате он был полностью переделан, потому что все актеры были новые. Спектакль восстанавливался в память о трагически погибших актрисах Варе Шабалиной и Лёли Елисеевой. Они играли в той, первой редакции 'Москвы-Петушков'...
Получается, что такой опыт спринтерской работы для вас не нов.
Опыт спринтерской работы приходит, когда ты снимаешься в сериалах. Да и время сейчас быстро идет. Если вспомнить, когда мне было 6 лет, на весь наш многоквартирный дом был всего два телефона и один телевизор. Сейчас телефон у каждого второго в кармане:
То есть надо приспосабливаться к каким-то новым условиям, продиктованным временем?
Телеграфный стиль общения сейчас везде. И даже Хемингуэй начинал писать в этом стиле.
Были ли Юрий Бутусов для Вас режиссером-диктатором?
Нет, он только предлагал то или иное решение сцены, а уже окончательный вариант мы придумывали вместе.
А что для 'Смерти Тарелкина' придумали лично Вы?
Да много чего. Во-первых, мы же текст переделали, мы взяли две пьесы: 'Расплюевские веселые дни' и 'Смерть Тарелкина' и сделали компиляцию. А первый монолог Бутусов вообще полностью дал мне на откуп. Я сам его составил из текстов.
Как реагировали в Москве на Ваше восклицание 'В глушь, в Москву!', когда Вы были там с гастролями?
Да так же, как и здесь. Смеялись. Ведь есть же анекдот, когда группа людей бежит по перрону Ленинградского вокзала, уже вагоны опустели, все вышли, - опоздали они к прибытию. И выходит из вагона последний человек. Они: 'Вы из Петербурга?' Он: 'Да'. - 'Вы не могли бы у нас в правительстве поработать?!' Вот поэтому и смеются.
Какой вариант 'Смерти Тарелкина' Вам больше нравится: прошлогодний или нынешний?
Тот, спектакль, который у нас есть сейчас, намного лучше, чем то, что было на премьере. Нам всем нравится в нем играть. К сожалению, играем его редко, потому что сложно всем вместе собраться. Мы стараемся каждый раз что-то улучшать. Мы собираемся на каждый спектакль не за час до начала, а часа в четыре. Все обсуждаем, репетируем.
Жанр 'комедия', которым 'Смерть Тарелкина' обозначается на афише, в таком странном соседстве из декораций, костюмов, ваших мизансцен, наконец, как-то не уживается...
Это на афишах написано, что мы играем комедию. И у автора она называлась комедией. Но мы, на самом деле, из этого материала сделали фарс. А как еще можно сказать об этих персонажах, об этом тексте?.. Так люди не разговаривали даже тогда.
Ваш персонаж - мистическая фигура. Снимая накладные бакенбарды и парик, он называется чужим именем, подстраивает свою смерть, и никого из тех, кто его видел 'при жизни' это не удивляет: Получается, что тот, кем он стал - и есть его истинное (в Вашем исполнении) лицо. Или как?
Мы долго думали, как это сделать. И пошли 'от обратного', потому что в пьесе человек надевает парик, вставляет зубы: Мы долго решали с Юрой на репетициях, как нам это обыграть. И решили пойти таким путем.
А почему?
Потому что у актера лицо - немаловажный инструмент. И играть спектакль в парике и с накладными бакенбардами было бы неудобно.
Вы смотрели 'Смерть Тарелкина', поставленную в БДТ Товстоноговым? И если да, то что-нибудь оттуда переняли?
Да, смотрел. И мы ничего оттуда не взяли, потому что там был другой жанр, мюзикл, музыка замечательная. Кстати, после спектакля БДТ до нас эту пьесу долго не ставили. А после нашего спектакля многие театры взялись: в Москве ставят, наш Александринский театр... У нас была задача доказать, что антрепризу можно сделать предметом искусства. То есть чтобы это была не халтура, где есть популярные фамилии, и зрители идут, тратят деньги, только чтобы посмотреть на этих известных людей, а чтобы это стало событием в театральном мире, предметом обсуждения. Кому-то резко не нравится спектакль, кому-то, наоборот, очень нравится...
Я не могу сказать, что к игре кого-то из ребят у меня есть претензии. Мы все выдерживаем жанр. Это бывает исключительно редко, потому что актеры в государственных театрах все играют по-разному. Жанр как таковой в театрах исчез. Мало кто понимает, что это такое и что с этим делать. А вот в кино жанр сейчас как раз появился.