Михаил Пореченков |
13 декабря 2002 |
До "Смерти Тарелкина" осталось 2 дня!
Михаил Пореченков (Иван Антонович Расплюев, исправляющий должность квартального надзирателя) о спектакле. Увидеть Михаила Пореченкова в роли этого дурного человека было абсолютно не удивительно. Он уже многих сыграл на своем не своем еще недлинном творческом пути. Доставались герои национальной безопасности и
американского казначейства, доставались мальчики неуклюжие и чересчур прыткие, доставались болваны с жареной курицей и слугой на веревке, доставались главные и второстепенные роли...
На самом деле сыграно уже так много, чтобы выйдя на сцену в новом образе, актеру имело смысл чем-то похвалиться (а зрителю - чему-то удивиться). Но в случае со 'Смертью Тарелкина' у нас немало оснований радоваться за Михаила Пореченкова. Он создал образ с высокой долей правды жизни.
Его Расплюев - человек с узнаваемой биографией. Его Расплюев - герой и нашего времени тоже. Оглянитесь вокруг, - нет ли рядом с вами лица той же меры дурости, подхалимства, высокомерия?.. А глядя на сцену, помните: чем дальше настоящее лицо актера от его образа, тем выше степень его профессионального мастерства.
Михаил, как Вы считаете, Ваша роль Расплюева - замечательная?
Да. И мой образ за этот год вырос. Эта роль, как бриллиант, который сначала имел малое число огранок, а теперь уже очень много. (С иронией) Было немало придумано, потому что неожиданные вещи, повороты, какие-то ходы вдруг появлялись.
Какие, например?
Сложно так ответить одной фразой. Думаю, что правильно будет сказать, что спектакль стал подробнее. Мой человечек стал более подробным. Если посмотреть старую съемку 'Смерти Тарелкина' и ту, что была сделана два спектакля назад, можно увидеть, какие отношения у него, например, с генералом Варравиным. Они сейчас выписаны очень подробно.
Несмотря на то, что спектакль сокращен по времени:
Несмотря на это, все-таки удается подробнее выстроить цепь взаимоотношений. Я считаю, что это правильно. Мы двигаемся в правильном направлении по пути эволюции спектакля. Да, правильным курсом идем, товарищи. Однозначно. (Смеется). Кроме того, со временем играть в этом спектакле мне нравится все больше и больше.
Хотя и играете его редко?
Да, хотя и играем нечасто. Но это объяснимо: у каждого из нас масса съемок, театр им. Ленсовета, театр в Москве: Одним словом, колоссальная занятость. А что делать: мы хотим больше играть, но у нас просто это не получается. Но я думаю, что мы и с этим справимся.
То есть Вы прочите 'Смерти Тарелкина' долгую жизнь?
Загадывать наперед ничего нельзя. Жизнь, - она такая непредсказуемая штука, - раз и нет человечка (Иронично) . Но, конечно, хотелось бы поиграть его подольше, поездить с ним на гастроли.
С теми артистами, которые играют в 'Смерти Тарелкина' Вы уже неоднократно встречались в других спектаклях. Что-нибудь неожиданное Вы узнали о своих коллегах, чему-нибудь удивились?
А эти люди меня вообще постоянно удивляют. Они же профессионалы высокого уровня, они же умудряются работать в любых условиях. Даже приклеенные ногами потолку, они все равно сделают свое дело:
А что, и такое было?
А почему бы и нет. Иногда, приезжая после съемок, выскакивая с поезда, перекусив на скорую руку, они выбегают на площадку и превращаются в совсем других людей, начинают работать.
Не халтура ли получается при такой гонке?
Нет, не халтура. То, как это делается - это показатель высокого профессионализма. Я скажу даже не 'высокого', а 'высочайшего'. Они умет преодолевать любые сложности и перипетии жизни, полностью отдаваясь работе. Они умеют забывать все, делать честно свое дело.
Эти слова Вы говорите и о себе?..
Я отношу себя к числу тех людей, о которых я сказал, к коллективу спектакля 'Смерть Тарелкина'.
А разыгрываете ли Вы друг друга во время спектакля?
Мы играем серьезный драматический спектакль. И придумывать забавные вещи, чтобы улучшить спектакль, нам не надо: он сам по себе достаточно веселый и быстрый, чтобы там внутри еще что-то происходило. Мы просто не успеваем. Как обычно говорят актеры про розыгрыши своих коллег на спектаклях, так у нас этого нет, потому что скорость действия очень большая, и нам некогда подкалывать друг друга.
А уникальный текст этой пьесы как-то влияет на Вашу повседневную бытовую речь?
Тексты из спектаклей, если они хорошие, всегда постепенно перекочевывают в жизнь. Мы иногда друг с другом разговариваем текстами из ранее сыгранных спектаклей. Просто их вспоминаем: А раз так, значит все хорошо, значит работа приносит нам удовольствие.
Что для Вас значит 'год спектаклю 'Смерть Тарелкина'?
Год спектаклю! Ура! Мы выжили. (Иронично улыбаясь).
Значит, и эта проблема насущна?
Да, такая проблема всегда стоит перед каждым спектаклем. Он может умереть очень рано. Это - проблемы и финансовые и проблемы занятости актеров, которых нужно собирать на спектакль с таким трудом.
Какими бы словам Вы охарактеризовали Вашего Расплюева? Отличается ли его характеристика годичной давности от того, что Вы видите в нем сейчас?
Понятно, что изначально все, что мы делаем, - это исследование человека. И мой Расплюев - это не карикатура на какой-то конкретный характер, это - собирательный образ.
Встречали ли Вы таких людей в жизни?
Одного человека, чтобы все в нем собралось точно так же, как в моем Расплюеве, наверное, нет. А людей, чьи черты он вобрал в себя, - сколько угодно. Такие попадались, что и подобному Расплюеву фору дадут. Таких людей, которых испортили обстоятельства, как и моего героя, много, - тех, кто был никем, а стал всем. Это был великий постулат того государства, из которого мы вырвались. Вот так Расплюев был никем, а стал всем. Как он себя ведет при этом: Узнаваемо, не правда ли?
Замечательный монолог Расплюева на авансцене, которому предшествуют минуты Вашего молчания и отдельные смешки в зале, как реакция на тишину, - это Вы придумали?
Когда народ реагирует на молчание - это хорошо. Так я провожу артподготовку перед тем самым важным монологом моего героя.
Это ведь Ваше кредо - работать 'на зрителя', всегда находиться в контакте с залом. Не есть ли это Ваш постоянно культивируемый штамп?
Штамп - а что это такое?
Когда один и тот же прием повторяется из спектакля в спектакль.
Нет. Мы каждый раз делаем все по-разному. Обязательно. Это составляет суть нашей профессии. Нас так учили. И мы по-другому не можем себя вести, - обязательно каждый раз делаем все по-новому. Потому что каждый спектакль мы не просто играем, мы его проживаем. А проживать одно и то же каждый раз невозможно, потому что ты приходишь с новыми мыслями и чувствами и делаешь новое. Не бывает повторений. Никогда.
Ольга КРАСНОВА
американского казначейства, доставались мальчики неуклюжие и чересчур прыткие, доставались болваны с жареной курицей и слугой на веревке, доставались главные и второстепенные роли...
На самом деле сыграно уже так много, чтобы выйдя на сцену в новом образе, актеру имело смысл чем-то похвалиться (а зрителю - чему-то удивиться). Но в случае со 'Смертью Тарелкина' у нас немало оснований радоваться за Михаила Пореченкова. Он создал образ с высокой долей правды жизни.
Его Расплюев - человек с узнаваемой биографией. Его Расплюев - герой и нашего времени тоже. Оглянитесь вокруг, - нет ли рядом с вами лица той же меры дурости, подхалимства, высокомерия?.. А глядя на сцену, помните: чем дальше настоящее лицо актера от его образа, тем выше степень его профессионального мастерства.
Михаил, как Вы считаете, Ваша роль Расплюева - замечательная?
Да. И мой образ за этот год вырос. Эта роль, как бриллиант, который сначала имел малое число огранок, а теперь уже очень много. (С иронией) Было немало придумано, потому что неожиданные вещи, повороты, какие-то ходы вдруг появлялись.
Какие, например?
Сложно так ответить одной фразой. Думаю, что правильно будет сказать, что спектакль стал подробнее. Мой человечек стал более подробным. Если посмотреть старую съемку 'Смерти Тарелкина' и ту, что была сделана два спектакля назад, можно увидеть, какие отношения у него, например, с генералом Варравиным. Они сейчас выписаны очень подробно.
Несмотря на то, что спектакль сокращен по времени:
Несмотря на это, все-таки удается подробнее выстроить цепь взаимоотношений. Я считаю, что это правильно. Мы двигаемся в правильном направлении по пути эволюции спектакля. Да, правильным курсом идем, товарищи. Однозначно. (Смеется). Кроме того, со временем играть в этом спектакле мне нравится все больше и больше.
Хотя и играете его редко?
Да, хотя и играем нечасто. Но это объяснимо: у каждого из нас масса съемок, театр им. Ленсовета, театр в Москве: Одним словом, колоссальная занятость. А что делать: мы хотим больше играть, но у нас просто это не получается. Но я думаю, что мы и с этим справимся.
То есть Вы прочите 'Смерти Тарелкина' долгую жизнь?
Загадывать наперед ничего нельзя. Жизнь, - она такая непредсказуемая штука, - раз и нет человечка (Иронично) . Но, конечно, хотелось бы поиграть его подольше, поездить с ним на гастроли.
С теми артистами, которые играют в 'Смерти Тарелкина' Вы уже неоднократно встречались в других спектаклях. Что-нибудь неожиданное Вы узнали о своих коллегах, чему-нибудь удивились?
А эти люди меня вообще постоянно удивляют. Они же профессионалы высокого уровня, они же умудряются работать в любых условиях. Даже приклеенные ногами потолку, они все равно сделают свое дело:
А что, и такое было?
А почему бы и нет. Иногда, приезжая после съемок, выскакивая с поезда, перекусив на скорую руку, они выбегают на площадку и превращаются в совсем других людей, начинают работать.
Не халтура ли получается при такой гонке?
Нет, не халтура. То, как это делается - это показатель высокого профессионализма. Я скажу даже не 'высокого', а 'высочайшего'. Они умет преодолевать любые сложности и перипетии жизни, полностью отдаваясь работе. Они умеют забывать все, делать честно свое дело.
Эти слова Вы говорите и о себе?..
Я отношу себя к числу тех людей, о которых я сказал, к коллективу спектакля 'Смерть Тарелкина'.
А разыгрываете ли Вы друг друга во время спектакля?
Мы играем серьезный драматический спектакль. И придумывать забавные вещи, чтобы улучшить спектакль, нам не надо: он сам по себе достаточно веселый и быстрый, чтобы там внутри еще что-то происходило. Мы просто не успеваем. Как обычно говорят актеры про розыгрыши своих коллег на спектаклях, так у нас этого нет, потому что скорость действия очень большая, и нам некогда подкалывать друг друга.
А уникальный текст этой пьесы как-то влияет на Вашу повседневную бытовую речь?
Тексты из спектаклей, если они хорошие, всегда постепенно перекочевывают в жизнь. Мы иногда друг с другом разговариваем текстами из ранее сыгранных спектаклей. Просто их вспоминаем: А раз так, значит все хорошо, значит работа приносит нам удовольствие.
Что для Вас значит 'год спектаклю 'Смерть Тарелкина'?
Год спектаклю! Ура! Мы выжили. (Иронично улыбаясь).
Значит, и эта проблема насущна?
Да, такая проблема всегда стоит перед каждым спектаклем. Он может умереть очень рано. Это - проблемы и финансовые и проблемы занятости актеров, которых нужно собирать на спектакль с таким трудом.
Какими бы словам Вы охарактеризовали Вашего Расплюева? Отличается ли его характеристика годичной давности от того, что Вы видите в нем сейчас?
Понятно, что изначально все, что мы делаем, - это исследование человека. И мой Расплюев - это не карикатура на какой-то конкретный характер, это - собирательный образ.
Встречали ли Вы таких людей в жизни?
Одного человека, чтобы все в нем собралось точно так же, как в моем Расплюеве, наверное, нет. А людей, чьи черты он вобрал в себя, - сколько угодно. Такие попадались, что и подобному Расплюеву фору дадут. Таких людей, которых испортили обстоятельства, как и моего героя, много, - тех, кто был никем, а стал всем. Это был великий постулат того государства, из которого мы вырвались. Вот так Расплюев был никем, а стал всем. Как он себя ведет при этом: Узнаваемо, не правда ли?
Замечательный монолог Расплюева на авансцене, которому предшествуют минуты Вашего молчания и отдельные смешки в зале, как реакция на тишину, - это Вы придумали?
Когда народ реагирует на молчание - это хорошо. Так я провожу артподготовку перед тем самым важным монологом моего героя.
Это ведь Ваше кредо - работать 'на зрителя', всегда находиться в контакте с залом. Не есть ли это Ваш постоянно культивируемый штамп?
Штамп - а что это такое?
Когда один и тот же прием повторяется из спектакля в спектакль.
Нет. Мы каждый раз делаем все по-разному. Обязательно. Это составляет суть нашей профессии. Нас так учили. И мы по-другому не можем себя вести, - обязательно каждый раз делаем все по-новому. Потому что каждый спектакль мы не просто играем, мы его проживаем. А проживать одно и то же каждый раз невозможно, потому что ты приходишь с новыми мыслями и чувствами и делаешь новое. Не бывает повторений. Никогда.
Ольга КРАСНОВА