статьи |
Тонино Гуэрра (16.03.1920 г.р.)
Родился в небольшой деревушке Сан-Арканджело неподалеку от Римини и прожил в этих краях всю жизнь. Окончил педагогический факультет университета Урбино. Писать начал в концлагере в Германии.
Придя в кинематограф в 1953 году, Тонино Гуэрра сочинил сценарии к фильмам, вошедшим в золотой фонд классики мирового кино. Он работал с Джузеппе Де Сантис, Марио Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани. Для Микеланджело Антониони Тонино писал "Приключение", "Ночь", "Затмение", "Красная Пустыня", "Блоу-ап", "Забриски Пойнт", "Тайна Обервальда", "Идентификация женщины". Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини придумал пьесу "Амаркорд", что после стала сценарной основой знаменитого фильма. Потом сотрудничал с Феллини в "И корабль плывет" и "Джинджер и Фред", принимал участие в его "Репетиции оркестра" и "Казанове Феллини" .
Сценарист документального фильма Андрея Тарковского "Время путешествия" и "Ностальгии". По прозе Тонино Гуэрры Владимир Наумов снял "Белый праздник" и "Часы без стрелок". Первым совместным проектом с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским оказался "Лев с седой бородой", имевший невероятный успех у западных зрителей и критики, соответственно, собравший множество фестивальных премий. С Хржановским же сняли фильм по рисункам Федерико Феллини "Долгое путешествие" и "Колыбельная для Сверчка", посвященный 200-летнему юбилею Пушкина.
Роман с Россией случился не вчера и не только на лужайке искусства. Молва гласит, что однажды в Риме Гуэрра сильно загрустил и его друг, французский философ Гватари, взглянув на печального товарища, сказал: "Тонино, тебе нужен снег". В тот год снега в России не обнаружилось - просто в месяц приезда Тонино в Москву там случилось лето. Зато он повстречался с русской женщиной, которая уже два десятка лет его муза, жена и подруга. Теперь их с Лорой общий итальянский дом друзья называют Двором Поэтов.
Этот дом полон всякими штучками, напоминающими о родине его жены. А еще Гуэрра рисует русских баб в сарафанах с петухами на руках и лошадок, похожих на дымковскую игрушку, а где-нибудь в уголке картины точно обнаружишь церквушки с православными крестами.
В родном Римини он недавно открыл в честь Федерико Феллини ресторанчик и украсил его рисунками. Воспоминанием об Андрее Тарковском стала часовенка из больших камней, привезенных с развалин древних церквей. Он вообще восстанавливает церкви и сооружает фонтаны. У стен полуразрушенной крепости создал Сад забытых фруктовых деревьев. Собирает в различные композиции камни с надписями, посвященными чаще известным людям. На стенах городских домов развешивает керамические таблички с философскими изречениями, которые собирает всю жизнь. В этом маленьком сутулом городке на всех поворотах стоят солнечные часы, сделанные Гуэррой. Он их специально расставил так, чтобы они постоянно напоминали о преходящести времени.
Написав поэтическое обращение "Кто хочет быть друзьями реки?" к мэрам девяти городов, расположенных по берегам реки Маретты, получил необычный титул "Президент реки".
Кто читал стихи Тонино Гуэрры, чудно переведенные еще одним его другом - Беллой Ахмадулиной, тот понимает - Тонино не просто человек, влюбленный в наш город, но он здесь свой, совсем как старый петербуржец.
"Чванливый итальянец, снявший шляпу,
не скрою я веселой похвальбы:
я - не чужак заезжий, не зевака,
не примут же меня за иноземца
ни Росси, ни Растрелли, ни Кваренги
для непонятливых я объяснил намек
на то, что я сородствен Петербургу".
Этим летом Гуэрра опять побывал в Петербурге - как член жюри фестиваля "Послание к человеку".
Основные Премии и номинации
Оскар
Номинирован:
1976 "Амаркорд" (Реж. Федерико Феллини, 1974)
1967 "Блоу ап" (Реж. Микеланджело Антониони, 1966)
1966 "Казанова' 70" (Реж. Марио Моничелли, 1965)
Премия Каннского кинофестиваля
1984 - "Путешествие в Киферу" (Реж. Тео Ангелопулос,1984)
Премия Дэвида Ди Донателло
1985 "Хаос" (Реж.: Паоло и Витторио Тавиани, 1984)
1984 "И корабль плывет" (Реж. Федерико Феллини,1983)
1981 "Три брата" (Реж. Франческо Роси, 1981)
Премия Итальянского Национального Синдиката Журналистов
1991 "Странная болезнь-2" (Реж. Марио Моничелли, 1990)
1985 "Хаос" (Реж.: Паоло и Витторио Тавиани, 1984)
1983 "Ночь святого Лоренцо" (Реж.: Паоло и Витторио Тавиани, 1982)
1974 Амаркорд (Реж. Федерико Феллини,1974)
1963 Ежедневный контакт (Реж. Элио Петри, 1962)
Премия Московского Международного Фестиваля
1995 За вклад в мировое кино
Киношок
2001 "Маймыл" (Реж. Актан Абдыкалыков, 2000) - вместе с Актаном Абдыкалыковым и Автандилом Адыкуловым
2000 Награжден орденом Дружбы (Москва).
2000 Присуждено звание "Почетный доктор ВГИК им. С.А.Герасимова".
Член международного совета журнала "Иностранная литература".
Автор идеи создания в Суздале музея кино.
Придя в кинематограф в 1953 году, Тонино Гуэрра сочинил сценарии к фильмам, вошедшим в золотой фонд классики мирового кино. Он работал с Джузеппе Де Сантис, Марио Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани. Для Микеланджело Антониони Тонино писал "Приключение", "Ночь", "Затмение", "Красная Пустыня", "Блоу-ап", "Забриски Пойнт", "Тайна Обервальда", "Идентификация женщины". Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини придумал пьесу "Амаркорд", что после стала сценарной основой знаменитого фильма. Потом сотрудничал с Феллини в "И корабль плывет" и "Джинджер и Фред", принимал участие в его "Репетиции оркестра" и "Казанове Феллини" .
Сценарист документального фильма Андрея Тарковского "Время путешествия" и "Ностальгии". По прозе Тонино Гуэрры Владимир Наумов снял "Белый праздник" и "Часы без стрелок". Первым совместным проектом с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским оказался "Лев с седой бородой", имевший невероятный успех у западных зрителей и критики, соответственно, собравший множество фестивальных премий. С Хржановским же сняли фильм по рисункам Федерико Феллини "Долгое путешествие" и "Колыбельная для Сверчка", посвященный 200-летнему юбилею Пушкина.
Роман с Россией случился не вчера и не только на лужайке искусства. Молва гласит, что однажды в Риме Гуэрра сильно загрустил и его друг, французский философ Гватари, взглянув на печального товарища, сказал: "Тонино, тебе нужен снег". В тот год снега в России не обнаружилось - просто в месяц приезда Тонино в Москву там случилось лето. Зато он повстречался с русской женщиной, которая уже два десятка лет его муза, жена и подруга. Теперь их с Лорой общий итальянский дом друзья называют Двором Поэтов.
Этот дом полон всякими штучками, напоминающими о родине его жены. А еще Гуэрра рисует русских баб в сарафанах с петухами на руках и лошадок, похожих на дымковскую игрушку, а где-нибудь в уголке картины точно обнаружишь церквушки с православными крестами.
В родном Римини он недавно открыл в честь Федерико Феллини ресторанчик и украсил его рисунками. Воспоминанием об Андрее Тарковском стала часовенка из больших камней, привезенных с развалин древних церквей. Он вообще восстанавливает церкви и сооружает фонтаны. У стен полуразрушенной крепости создал Сад забытых фруктовых деревьев. Собирает в различные композиции камни с надписями, посвященными чаще известным людям. На стенах городских домов развешивает керамические таблички с философскими изречениями, которые собирает всю жизнь. В этом маленьком сутулом городке на всех поворотах стоят солнечные часы, сделанные Гуэррой. Он их специально расставил так, чтобы они постоянно напоминали о преходящести времени.
Написав поэтическое обращение "Кто хочет быть друзьями реки?" к мэрам девяти городов, расположенных по берегам реки Маретты, получил необычный титул "Президент реки".
Кто читал стихи Тонино Гуэрры, чудно переведенные еще одним его другом - Беллой Ахмадулиной, тот понимает - Тонино не просто человек, влюбленный в наш город, но он здесь свой, совсем как старый петербуржец.
"Чванливый итальянец, снявший шляпу,
не скрою я веселой похвальбы:
я - не чужак заезжий, не зевака,
не примут же меня за иноземца
ни Росси, ни Растрелли, ни Кваренги
для непонятливых я объяснил намек
на то, что я сородствен Петербургу".
Этим летом Гуэрра опять побывал в Петербурге - как член жюри фестиваля "Послание к человеку".
Основные Премии и номинации
Оскар
Номинирован:
1976 "Амаркорд" (Реж. Федерико Феллини, 1974)
1967 "Блоу ап" (Реж. Микеланджело Антониони, 1966)
1966 "Казанова' 70" (Реж. Марио Моничелли, 1965)
Премия Каннского кинофестиваля
1984 - "Путешествие в Киферу" (Реж. Тео Ангелопулос,1984)
Премия Дэвида Ди Донателло
1985 "Хаос" (Реж.: Паоло и Витторио Тавиани, 1984)
1984 "И корабль плывет" (Реж. Федерико Феллини,1983)
1981 "Три брата" (Реж. Франческо Роси, 1981)
Премия Итальянского Национального Синдиката Журналистов
1991 "Странная болезнь-2" (Реж. Марио Моничелли, 1990)
1985 "Хаос" (Реж.: Паоло и Витторио Тавиани, 1984)
1983 "Ночь святого Лоренцо" (Реж.: Паоло и Витторио Тавиани, 1982)
1974 Амаркорд (Реж. Федерико Феллини,1974)
1963 Ежедневный контакт (Реж. Элио Петри, 1962)
Премия Московского Международного Фестиваля
1995 За вклад в мировое кино
Киношок
2001 "Маймыл" (Реж. Актан Абдыкалыков, 2000) - вместе с Актаном Абдыкалыковым и Автандилом Адыкуловым
2000 Награжден орденом Дружбы (Москва).
2000 Присуждено звание "Почетный доктор ВГИК им. С.А.Герасимова".
Член международного совета журнала "Иностранная литература".
Автор идеи создания в Суздале музея кино.