добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Profi • «Дмитрий Светозаров»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



Дмитрий Светозаров
Дмитрий Светозаров о работе над новым фильмом с рабочим названием "Семидесятники"

На этой стадии фильму повезло. Потому что интерес журналистов велик, и это . уже начало второй дюжины интервью...

Это . не сериал в привычном смысле- - если под сериалом понимать телевизионное произведение с неограниченным количеством серий, с открытым финалом, который можно продолжать до той поры, пока из этого драматургического жмыха можно будет выжать хотя бы каплю коммерческого успеха. По форме это скорее, как и предыдущая моя работа ²По имени Барон.⌡, - то, что я называю телероманом. Эта история многофигурная, развивающаяся на протяжении сорока с небольшим лет, с началом и с финалом. Называется она ²Семидесятники⌡. Название это рабочее. Думаю, что в эфир, - а он состоится на Российском канале, ибо делается все по заказу ВГТРК, - все выйдет под другим названием.

²Семидесятники⌡ . название, которое мне не очень нравится. Честно говоря, даже совсем не нравится, ибо напоминает скорее название секты, - есть, например, такие ²пятидесятники⌡. Термина ²семидесятники⌡ в природе не существует. Есть термин ²шестидесятники⌡, и он понятен широкой публике. С этим понятием связаны обширные, далеко идущие ассоциации. Но мы говорим - ²семидесятниках⌡, потому что наша история о поколении сорокалетних, - тем кому сейчас сорок или сорок не небольшим. Это то поколение, которое сейчас в России вышло на авансцену жизни, начиная от политики и искусства и заканчивая криминалом. Сейчас как раз их время. И вот эта история жизни людей рассказывается на фоне драматических событий последних сорока лет биографии нашей страны: судьбы героев развиваются на историческом фоне последнего сорокалетия. Судьбы связаны в четырехугольник.

Я не оговорился. Это история любви одной женщины и трех мужчин, трех друзей с раннего школьного детства. И так уж складывается судьба главной героини, что в разные периоды своей жизни она становится близка с каждым из них. Сразу скажу, что героиню, Машу, играет наша звезда . в заслуженности этого высокого звания я убедился, ибо Анна Самохина, - а именно она играет главную роль, - актриса, на мой взгляд, далеко не исчерпанных, а может, даже и не раскрытых возможностей. Актриса в высшей степени профессиональная. Тонко чувствующая особенность кинематографа.

Трех ее возлюбленных играют три замечательных питерских актера. Это . Илья Шакунов, Алексей Федотов и Михаил Вассербаум . Если Илья стоит на пороге своей звездности, то для Алексея Федотова, я думаю, эта работа может стать переломной в его биографии. Я надеюсь открыть для зрителя новое, очень яркое, дарование. А Михаил Вассербаум, который играет Карпинского, актер театра ²Фарсы⌡ уже многим известен и по кино.
Съемки были не только в Петербурге, но и в Израиле.
История написана московскими Сценаристами Эженом Щедриным и Владимиром Каменецким, потом во многом измененная и развитая мной . я значусь в титрах как один из авторов сценария, что мне очень приятно, потому что мое всегдашнее участие драматургии всех своих фильмов на этот раз нашло скромное отражение в титрах. В этой истории, - истории трех любовей главной героини, - присутствует поездка за границу. Она выходит замуж за своего одноклассники Сашу Карпинского, который вынужден эмигрировать, как многие в начале восьмидесятых. В Израиле он делает успешную карьеру бизнесмена и в один из своих приездов встречается со своей еще школьной возлюбленной. Скоропалительный роман заканчивается браком, и Маша уезжает в Израиль. Дело в том, что эта история о бесконечных поисках человеком . в данном случае нашей героиней, - счастья. История, как многие знают по собственному опыту не имеющая счастливого разрешения, финала, хэппи-энда. Но, тем не менее, каждый из нас, в силу своих возможностей, характера, темперамента, в силу своего честолюбия или представлений о жизни ищет это свое личное счастье. Но многие годы, и это тоже многие знают по своему опыту, это личное счастье отодвигалось на второй план. На первом было счастье общественное, коллективное. А личная жизнь, индивидуальная, интимная была спрятана. И вот этот поиск собственного счастья, который, на мой взгляд, является главным и определяющим в жизни человека, - он приводит нашу героиню в Израиль. На чужбину, как было принято говорить. Потому что одиночество, которое было у нашей героини в жизни, именно на чужбине становится невероятно выразительным и понятным зрителю. Страна другой культуры, экзотического восточного пейзажа, малопонятного языка, загадочной религии оттеняет одиночество и неустроенность нашей героини, которая в очередной раз не находит своего счастья.
Именно поэтому мы снимали в Израиле, и очень рады, что нам пришлось предпринять такую интересную и полезную во всех смыслах, экспедицию...

История этого поколения, как и история всех поколений, живших в нашей стране, живущих по сей день . история трагическая, драматическая. И судьбы трех персонажей естественно во многом отражают судьбу всего поколения. Один из них спивается и превращается почти в бомжа, - это герой Алексея Федотова. Другой вынужден из-за государственного антисемитизма брежневской эпохи покинуть страну, в которй он оставил свою единственную любовь, в Израиль . герой Михаила Вассербаума. И третий, Макс, которого играет Илья Шакунов , выходит в финал, - его душевные качества, качества его характера, целеустремленность позволяют ему преодолеть все жизненные препятствия и выйти, как мы говорим, в финал, - достичь высот в бизнесе и начать свою политическую карьеру. И вот в этот момент, когда счастье и удача ему улыбаются, он и обретает постоянную и единственную настоящую любовь. Судьба вновь соединяет его с Машей и все движется к хэппи-энду. Но дальше . многоточие. Я не буду раскрывать сюжетных перипетий.

Я должен сказать о специфике съемок, довольно сложных технически. Действие картины разворачивается на протяжении почти сорока лет. Герои переживают на экране как минимум три возрастных слома. И в каждом отрезке их биографии их играют разные актеры. Кстати, зрителю будет интересно, что молодую Машу играет дочь Анны Самохиной . Саша, студентка Театральной Академии. Играет, по-моему, для дебюта очень убедительно. И не скрою, что поводом для выбора именно этой исполнительницы стало ее удивительное, почти мистическое сходство с матерью. Я надеюсь, что это поможет зрителю поверить в движение возраста на экране, что обычно очень сложно дается.

Кроме трех главных героев и героини, в моей картине как всегда собраны актеры, с которыми я давно и плодотворно работаю. Сегодня снималась Эра Зиганшина, замечательная актриса, с которой я познакомился на ²Бароне⌡ и с которой надеюсь не расставаться. Она играет мать Маши. Играет. Как всегда, очень парадоксально, своеобразно, убедительно. Это - Сергей Бехтерев. Сыгравший здесь, по-моему, одну из самых лучших своих киноролей. Знакомый зрителям по ²Барону⌡ и другим картинам. Он играет первого и единственного мужа Маши. Человека, совершенно случайного в ее биографии, которого она выбирает сама в тяжелое для себя время. Вскоре понимает свою ошибку, но для этого человека их женитьба становится началом личной тяжелой драмы. Потому что в отличие от Маши, он влюблен в нее сильно и бескорыстно, она для него дар, неожиданный подарок судьбы. И когда она, не привыкшая лгать, его оставляет, в душе этого человека происходит драматический, трагический слом.
По осколкам, обрывкам моего интервью зритель поймет, что наша история близка к мелодраме. Любовь, измена, самоубийство, смерть и опять любовь, опять измена. Мы очень близки к мелодраме, и этого не скрываем. Но я не привык работать в чистом жанре. И называю эту смесь ²высокой мелодрамой⌡, потому что оставаясь мелодрамой формально, по драматически сюжетным поворотам, она все-таки рассказывается языком очень глубокой психологической актерской игры. Уже перечисление фамилий является гарантией того, что это будет актерски достоверно, глубоко сыграно. И вот сочетание порой мелодраматической условности сюжета и сильной актерской игры может родить непривычное, незнакомое зрителю сочетание.
Конечно, как всегда, у меня играет Анна Геллер . в новом для себя амплуа. Еще одно имя я прошу запомнить зрителей, - это Юрий Тарасов , играющий сына Маши, - потерянного и вновь обретенного ею в России. Он играет выразительно, своеобразно, - думаю, что это маленькая звездочка скоро тоже заблестит на театральном или кинематографическом небосклоне.

Что касается группы, то она остается неизменной. Это оператор, с которым я работаю уже четверть века, Александр Устинов. Композитор Андрей Сигле, который сейчас является и моим компаньоном по продюсерской фирме ²АС/ДС⌡, на который и снимается этот фильм...

...Может заявление не очень деликатное или наоборот. Определенный житейский опыт, умение наблюдать и анализировать жизнь не только с позиций индивидуальных, человеческих, но и с позиций режиссерских, к чему меня приучил мой отец, режиссер Иосиф Хейфиц . он учил меня наблюдать жизнь. Наблюдать человека, наблюдать проявления особенностей его психологии, его поведения. Это и любовь к актеру, знание актера и ²небоязнь⌡ актера. В своем недавнем интервью на вопрос, почему режиссеры используют уже готовых, открытых актеров, а я рискую брать актеров забытых или неизвестных, я позволил себе нескромно заявить, что работа с актером есть самая тонкая, самая важная, самая деликатная, самая эксклюзивная часть режиссерской работы, которой большинство в современной режиссуре владеет недостаточно. В этой ситуации режиссер прячется за известного актера и скорее идет за ним, стремясь к успеху. Я же режиссер, которого прежде всего волнует психология человеческая, особенности и тонкости сокровенных движений его души. Иногда речь идет о душевном подполье, о том, что редко становится предметом и открытием искусства. И вот это интерес к внутренней жизни человека, поиск каких-то ответов или хотя бы обозначение каких-то тайн человеческой психики, он и приводит меня к каким-то скромным моим открытиям этих тайн как мужской, так и женской души.
Что касается этой работы, то поиск счастья, этот инстинкт человека . ибо, переиначивая известную глуповатую поговорку о том, что ²рыба ищет, где глубже, а человек . где лучше⌡, скажу, то человек ищет счастья, этот инстинкт в нем заложен. И мне очень горько, что долгие годы, десятилетия этот инстинкт подавлялся. Индивидуальная жизнь была девальвирована, и я думаю, что большинство проблем нашей сегодняшней жизни . это отсутствие у наших людей инстинкта семьи, дома, важности и приоритета бытового, семейного, личного счастья, личного успеха. От этого идет эта тяга к прошлому, - к тому, где человек был спрятан в толпе, когда толпа, коллектив решали за него проблему. Это все вещи очень связанные, тонкие, глубокие с очень печальными для меня выводами.
И возвращаясь к истоку вопроса, - отсюда интерес к индивидуальности, к психологии. Отсюда и, наверное, какие-то скромные открытия.

Ольга Краснова


вернуться наверх

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

Фрагмент съемок фильма с рабочим названием

e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.