добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
Курукуласурия А. В поисках новой музы. - О балете "Щелкунчик" // Новое время. - 2002. - ≤ 18. - 28 апреля.

Петербург на московских подмостках

На нынешней ²Золотой маске⌡ богатым на новации оказался город Санкт-Петербург
(ведь не всегда же подобное заявление выглядит подхалимством?). Именно театрам
северной столицы удалось в последних сезонах обновить . порой радикально .
самые, казалось бы, консервативные жанры.

Взять хотя бы оперу. Театр ²Зазеркалье⌡ приехал в Москву с ²Богемой⌡ Пуччини.
Режиссер-постановщик оперы Александр Петров начал с того, что ²вытащил⌡
оркестр из его вечной ²ямы⌡. Хотя само по себе это, может быть, еще и не является
неординарным шагом. В старом здании московской ²Новой оперы⌡, например, часть
музыкантов вообще сидела над сценой, хотя происходило это скорее не из
реформаторских устремлений, а просто в силу недостатка места. Петербургский же
режиссер поднял ²богемный⌡ оркестр по концептуальным соображениям.

Во-первых, зритель получает дополнительное удовольствие, слушая одну из
красивейших опер в приближенном к концертному исполнении. Во-вторых, оркестр
не только выполняет свою главную функцию, но одновременно оказывается и самой
яркой декорацией, ведь место действия оперы . парижский Латинский квартал в
пору его расцвета в XIX веке. Артисты в красочных костюмах разгуливают
практически среди музыкантов . это ли не лучшая иллюстрация к богемной жизни
французской столицы? В любом случае других декораций на сцене практически нет,
лишь на переднем плане стоит несколько холстов, да топчан, да винтовая лестница
(по которой главная героиня Мими столь романтически поднимается в мансарду к
возлюбленному, а во втором акте . трагически его покидает).

Более того, режиссер делает оркестр началом сценической системы координат, а
дирижера . непосредственным участником действия. Дирижер Павел Бубельников
то и дело откладывает на несколько секунд свою дирижерскую палочку и начинает
веселиться вместе с героями в их мансарде, гуляет с ними под руку по улицам
Парижа и даже становится свидетелем смерти Мими (блестящее исполнение этой
партии Татьяной Сержан удостоено ²Маски⌡). А уж в том, что в парижском кафе он
со своим оркестром становится центром внимания, и вовсе нет ничего
удивительного. Именно оркестр делает сцену многомерной: актеры поют не только
перед, но и над оркестром, стоя на винтовой лестнице, а за музыкантами
протягивается своего рода линия горизонта, здесь появляются актеры, которые
через несколько минут выйдут на авансцену. Таким образом, возникает эффект
перспективы, когда герои приближаются к зрителю как бы издалека.

Порой одетый в черное дирижер превращается в аллегорических персонажей. После
расставания главных героев он черным вороном, вестником разлуки, взмывает по
винтовой лестнице и дирижирует сверху. А в последней сцене он вдруг садится у
изголовья умирающей Мими посланником судьбы, а может, и самой смерти?

По вокальному исполнению ²Богеме⌡, к сожалению, было трудно соревноваться со
своим главным соперником . Мариинским театром. Оба мариинских спектакля .
²Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии⌡ и ²Валькирии⌡ .
отличаются безупречным музыкальным и вокальным исполнением. В ²Китеже⌡
интересна и постановка (режиссер Дмитрий Черников получил за нее ²Маску⌡).
Сильное впечатление производит, например, сцена ухода Китежа под воду. Над
гладким пологим полом раскачиваются конусообразные лампы, поверхность пола
бликует, и, если вовремя призвать на помощь воображение, в какой-то момент
начинает казаться, что на сцену хлынули волны. Вот как иногда декорационный
минимализм в сочетании с фантазией зрителя может воплотить на сцене самые
волшебные вещи. Первый акт ²Китежа⌡ к тому же отличается стильными и
красивыми декорациями.

Но, конечно, самые умопомрачительные декорации Мариинка продемонстрировала
в балете ²Щелкунчик⌡. Новацией в данном случае можно считать уже то, что для
сценического оформления балета Валерий Гергиев пригласил Михаила Шемякина
(который так и не смог, увы, сработаться с талантливым балетмейстером Алексеем
Ратманским, что трагическим образом сказалось на хореографии). ²Щелкунчик⌡ еще
в прошлом сезоне вызвал самые разные отклики, но одно остается несомненным.
Воспитанный на Гофмане, Шемякин отнял у зрителей сладкую сказку про
²Щелкунчика⌡ и заменил ее гофмановской мистикой, его миром двойников и
оживающих предметов, кишащим крысами бюргерским домом и приторно-сладкой
страной, насиженной шмелями и мухами. (Последнее является домыслом самого
Шемякина, так как в сказке ²Цукатная роща⌡, ²Марципановый город⌡ и прочие
чудеса волшебной страны описаны очень соблазнительно.)

На роль крестного Дроссельмейера Шемякин пригласил знаменитого мима Антона
Адасинского, знакомого зрителям по скандальным представлениям театра ²Дерево⌡.
Высокий Адасинский с бритой головой и ²изломанной⌡ пластикой тела как нельзя
лучше воплощает зловещность и загадочность своего персонажа. Вдобавок Шемякин
оживил самого Щелкунчика, который в классической постановке предстает перед
зрителями маленькой деревянной игрушкой). У Шемякина же Маша с Щелкунчиком
танцуют с самого начала, и па-де-де девочки и человека-куклы демонстрирует всю
теплоту и наивность этой на первых порах дружбы. Как и у Гофмана, зловеще
смотрится сцена боя кукол и крыс, и дело даже не в самой битве на шпагах, а в том,
что рядом на гигантском маятнике раскачивается крестный Дроссельмейер, а на
авансцене стоит гигантский башмак, в котором прячется Маша.

Гирлянды окороков и сосисок на кухне в доме Штальбаумов, винный погреб,
сказочная голограмма елочной игрушки и, конечно, ажурный лилово-розово-желтый
Конфитюренбург. Сам Гергиев также внес гофмановские настроения в музыку
балета. За счет усиления духовых в ней появилось больше мрачности, тяжести, и
даже в вальсе цветов зазвучали роковые интонации.

²Щелкунчик⌡ стал дебютом и для молодого хореографа Кирилла Симонова (до этого
он ставил лишь одноактные балеты), заменившего в итоге Ратманского. Правда,
чувствуется, что хореограф не был ²морально готов⌡ к такому огромному количеству
балетного текста. Хореография Симонова отличается смешением классики и
современного танца и оттого выглядит несколько неряшливо: иногда кажется, что
пчелы и петрушки забыли о подъеме, выворотности и позициях и начали по-
кабарешному крутить бедрами и по-детски размахивать руками. А порой мерещатся
обратные вещи, например, что Любовь Сологуб (Маша), устав от тяжелой пластики
современного танца, вдруг машинально переходит на классику. Вальс цветов решен
без изобретательности, хоть и с немецкой тщательностью, крысы практически не
танцуют, где-то хореография выглядит всего лишь формальным дополнением к
декорациям, но кое-что Кириллу Симонову все же сделать удалось, несмотря на
очевидное давление на сцене Его Величества Художника. Так, благодаря Симонову
в первом акте появились бюргерские неграциозные танцы гостей советника
Штальбаума и завораживающий танец черных снежинок, которые в какой-то момент
буквально заключают Машу в сверкающую ледяную темницу. Замечательно
придумана партия Дроссельмейера в исполнении Антона Адосинского: в ходе
спектакля он стареет на глазах.

Единственное, чего лишили зрителя, . так это апофеоза. Но, быть может, и это к
лучшему. Слишком уж все привыкли к финалу с многочисленными поддержками,
фонариками и белыми париками. На этот раз самую красивую музыку балета из
торжественной превратили в лирическую. И вот вместо танца-шествия исполняется
нежное па-де-де, которое переносит ²кукольную⌡ любовь Маши и Щелкунчика в
плоскость страстных отношений между мужчиной и женщиной. Правда, эта находка
обедняет сам апофеоз, но горечь утраты подслащивается огромным бутафорским
тортом, который и становится главной деталью финала.

Работая над ²Щелкунчиком⌡, Шемякин, вероятно, настолько вошел во вкус, что
решил теперь поставить в Мариинке новый балет по мотивам ²Сказки о твердом
орехе⌡, которая собственно является частью ²Щелкунчика и мышиного короля⌡. Так
что в скором времени петербургская сцена получит балет ²Принцесса Пирлипат⌡,
повествующий о том, как и почему юный Дроссельмейер из Нюрнберга превратился
в уродливого Щелкунчика. Остается надеяться, что будущий хореограф спектакля
проявит должную изобретательность и фантазию, и танцевальная сторона балета
столь очевидно не уступит его музыкальному исполнению, постановке и декорациям.

Еще одну совсем уж необычную работу, представленную в номинации ²Новация⌡,
привезла питерская труппа ²Комик-трест⌡. Спектакль под названием ²Белая
история⌡ повествует о неком белом королевстве, где, как и положено, имеется своя
белая королева, белая принцесса, белый рыцарь и белый грум. Жанр спектакля, как
следует из программки, назван изобретательно . ²виртуальные хроники⌡. В
действительности же это набор скетчей, гэг и сценок в лучших традициях Вячеслава
Полунина и ²Лицедеев⌡. Так что новаторства формы здесь нет, зато есть
новаторство содержания. Худрук театра Вадим Фиссон заложил в клоунаду
множество культурных и исторических намеков, превратив тем самым ²Белую
историю⌡ в остроумнейшую пародию на современных политиков, артистов, поп-
музыкантов, любителей компьютерных игр и всех наших современников вообще.

Все та же программка, дизайн которой, кстати, разработан самим Фиссоном, гласит,
что ²Комик-трест⌡ тяготеет ²более к клоунаде, чем к трагедии⌡, и это несомненно.
Хотя мизансцена, когда дряхлая королева стоит под дождем из мыльных пузырей и
смотрит в пустоту, достойна любой трагедии. Театр также тяготеет ²более к
движению, чем к слову, более к импровизации, чем к драматургии, более к
космополитизму, чем к местечковости⌡. Этим, пожалуй, можно объяснить
популярность команды Фиссона не только в Санкт-Петербурге, но и на Западе.
Недаром в программке признается, что театр тяготеет ²более к валюте, чем к
рублю⌡. Наконец, артисты ²Комик-треста⌡ склонны ²более к Более, чем к Менее⌡,
поэтому на сцене они вытворяют все мыслимое и немыслимое. На зрителя
обрушивается каскад пантомим, актеры маршируют, фехтуют, зажигательно
отплясывают под Рики Мартина, играют в мяч, рубят головы, надувают мыльные
пузыри, ²толкают⌡ речи и даже хватают с неба звезды (предварительно их на него
прикрепив). Спектакль могут смотреть и взрослые, и дети. И когда замолкает хохот
взрослых, в наступившей тишине маленькие дети начинают тихонько и уморительно
смеяться над вещами, которые понятны только им.

Анжелика Курукуласурия ≤18 28 апреля 2002


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.