добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
О тех, кто мостил "Улицы разбитых фонарей"

27 мая (1999 г. - прим. kinobrat.ru) состоялось вручение премий телеакадемии 'ТЭФИ'. Фильм-сериал 'Улица разбитых фонарей' ('Менты') одержал победу в двух номинациях: 'Телевизионный игровой (художественный) фильм или сериал', 'Телевизионный проект года'.

Знакомьтесь:
режиссер Дмитрий Светозаров

Фильмография

1979 - 'Очки от солнца'
1983 - 'Скорость'
1986 - 'Прорыв'
1988 - 'Без мундира'
1990 - 'Псы'
1991 - 'Арифметика убийства'
1992 - 'Гаджо'
1993 - 'Голубые танцовщицы'
1998 - 'Улицы разбитых фонарей' ('Менты', 6 серий)
1998 - 'Агент национальной безопасности'

    Биографическая справка

    Родился в 1951 году. Сын классика советского кино Иосифа Хейфица. Рос и воспитывался в кинематографической среде в окружении множества знаменитостей. Отец высоко ценил университетское образование, и, благодаря этому, Дмитрий стал дипломированным филологом-переводчиком. Впоследствии первая профессия окажет огромное влияние на его кинокарьеру. Когда среди его предпочтений начинает доминировать кино, он принимается осваивать новую профессию, работая ассистентом у Авербаха ('Чужие письма'), а затем поступает на Высшие режиссерские курсы. Дипломная короткометражка 'Очки от солнца' засвидетельствовала рождение одного из самых многообещающих режиссеров 'новой волны'.

    Эксперимент продолжается

    Как ни странно, именно эта работа Дмитрия как нельзя лучше соответствовала каллиграфическому почерку 'Ленфильма', ленты которого отличала от московского 'большого стиля' изящная неторопливость изложения, красивая недосказанность и, непременно, мучительная рефлексия, переживаемая главным героем. Однако все это Светозаров потом безжалостно принесет в жертву молоху жанрового кинематографа.
    Как известно, переход на рельсы жанрового кино требует от вставшего на них не просто выносливости, а в первую очередь молниеносности. Поэтому вместе с выпускником Высших режиссерских курсов в Ленинград устремилась будущая лента 'Скорость'. Появление многообещающего Дмитрия Светозарова на 'Ленфильме' поначалу воспринималось лишь как численное увеличение клана Иосифа Хейфица: другой его сын, Владимир, к тому времени уже стал авторитетным киномастером. Однако через три года Дмитрий заставит иронизирующих изменить мнение. Он выносит на суд публики свою дебютную работу 'Скорость', выплеснувшую в зрительный зал жанровый 'молотов-коктейль' из спортивного фильма, перевернутого вверх тормашками road movies и истории больших мужских страстей. Плюс - звуковая дорожка, заполненная песнями полузапрещенной тогда 'Машины времени'. О фильме начали говорить. Родственные связи теперь уже не поминал никто. Во всяком случае, до конца десятилетия, пока Дмитрий не предложил зрителю гораздо более сложные правила игры. Тогда же вместе со 'Скоро-стью' родилось нечто, доселе на берегах Невы невиданное. По изнеженной ленинградской аудитории, почти не знавшей зрелищного кинематографа, выстрелили из крупнокалиберной жанровой пушки - познакомьтесь, мол, с Голливудом...
    А еще через три года перед зрителями разверзлась настоящая природная катастрофа с характерным названием 'Прорыв'. В основу героико-романтической ленты легла невыдуманная история из жизни ленинградского метрополитена, работники которого, как выяснилось, время от времени спасали его станции от затопления. Сегодня кажется невероятным, что партийные инстанции допустили утечку информации, но, как бы то ни было, 'Прорыв' мы увидели. С этого момента Дмитрий Светозаров вкупе с постоянно звучащей в его фильмах 'Машиной времени' стали ассоциироваться с отечественными блокбастерами, и питерские поклонники жанрового кино пришли в сильное оживление. Очередной фильм Светозарова уже ждали (эпоха видео наступала, но из-за дефицита кассет советский зритель очень даже поглядывал в сторону наших киностудий). Масла в огонь подлило сообщение, что в одной из центральных ролей нового фильма 'Без мундира' снялся молодой кинокритик и теоретик 'параллельщиков' Сергей Добротворский, широко известный в кругах театральных и рок-н-ролльных авангардистов. Каково же было всеобщее удивление, когда картина 'Без мундира' оказалась, по словам того же Добротворского, 'предперестроечной притчей, решенной средствами сюрреали- стического road movies'. С другой стороны, фильм свидетельствовал о профессиональном совершеннолетии Дмитрия Светозарова, наглядно продемонстрировавшего жизнестойкость 'ленфильмовской' продукции после московско-американской жанровой прививки.
    Более того, общий художественный уровень картины указывал на возможность продолжения эксперимента. И он снова удался, о чем наглядно свидетельствует следующая лента 'Псы' - может быть, лучшая работа режиссера. Причудливая жанровая эклектика сопровождалась теперь неожиданным и мощным апокалиптическим аккордом, который резко выделил этот зловещий триллер среди себе подобных. К сожалению, этот аккорд не был услышан и должным образом оценен зрителями, раздавленными пафосом 'Потерянной России' Говорухина. Неудивительно, что через какое-то время те же самые зрители участвовали в вооруженном конфликте в Москве и в результате еще один раз потеряли Россию, о судьбе которой только что сокрушались.
    1991 год занимает особое место в творческой судьбе Светозарова. На этот раз он экспериментирует с пространством детектива, придав ему замысловатые очертания интеллектуальной психологической драмы. 'Арифметика убийства' - первая такая работа, и она принесла своему создателю первую крупную награду - Гран-при фестиваля 'Киношок'.
    Последующие его ленты также снимаются в самом быстром темпе. Что это? Предчувствие экономической блокады, сковавшей 'Ленфильм'? Или желание выговориться, чтобы затем взять паузу? Во всяком случае, его следующий фильм 'Гаджо' не стал очередным откровением. Похоже, молох жанрового кино лишь до поры до времени терпел еретиков-экспериментаторов. За свою же неуступчивость режиссер поплатился годами вынужденного простоя. А как же экономиче-ский кризис, спросите вы. Но ведь кризис - слишком простое объяснение. Сами фильмы Дмитрия подсказывали причину остановки. Она кроется в достаточно сложной истории взаимоотношений режиссера с жанровой традицией. Конечно, прошедшее не вернешь, но я бы многое дал, чтобы увидеть его фильм, следующий за 'Гаджо' без провалов во времени. Увы, сегодня остается лишь догадываться о том, что могло бы произойти в период между воображаемым и нынешним возвращением Дмитрия Светозарова к зрителю. Этим немного странным возвращением в компании великолепной пятерки ментов из 'Улиц разбитых фонарей' и 'агентов национальной безопасности'. Но, слава Богу, оно все-таки состоялось. Да к тому же еще и в криминальном жанре. И не беда, что в телевизионном исполнении, ведь теперь мы можем рассчитывать на продолжение удивительного эксперимента, что продолжает вести этот режиссер, и внешне, и деталями биографии поразительно напоминающий Фрэнсиса Форда Копполу.

Журнал "Mobile news" # 1, 1999 г.


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.