добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
Йося Барон напомнит о короле Лире. Режиссер Дмитрий Светозаров снял 12-серийный телефильм

Этот фильм режиссер считает этапным, и картина, явно выпадая из общего ряда отечественных мыльных опер, наверняка вызовет резонанс в мире кинематографа.

- У вашего сериала весьма непростая судьба, и сама по себе она могла бы стать основой для сценария фильма о кинематографе последнего десятилетия...

- Историю Йоси Барона каждый зритель сможет увидеть по-своему: внешне гангстерская, она имеет очень широкие литературные ассоциации. Ведь в отношениях барона и трех его приемных сыновей тонкий зритель увидит сюжетные мотивы "Короля Лира", а семейная драма старшего
сына и его жены - своеобразный перевертыш "Леди Макбет". Сын провинциального еврейского учителя математики становится современным гангстером. Большего разлома, разрыва судьбы придумать сложно.
Мне уже говорят, что многое в Бароне жестоко, страшно и шокирует. Но я глубоко убежден, что только шок, только мощное эмоциональное потрясение способны разбудить зрителя и привести к тому, к чему, собственно, и должна привести трагедия - к катарсису, просветлению. Ибо только при такой эмоциональной вспышке человек может посмотреть вокруг себя и заглянуть себе в душу.

- В ваших фильмах всегда играют замечательные актеры, думаю, что и "Барон" подарит нам немало приятных встреч...

- Барона играет замечательный грузинский актер Нодар Мгалоблишвили (граф Калиостро из "Формулы любви"). В сериале также заняты неподражаемая Лилиан Малкин, вынужденная некогда эмигрировать из СССР, мои любимые Сергей Бехтерев и Светлана Смирнова, открытый мною для кинематографа Игорь Лифанов, умный и тонкий Илья Шакунов. Хотелось бы особо выделить Константина Воробьева...

- Сейчас много говорится о том, что пришли иные времена, изменились вкусы и пристрастия и телевидение, не отставая от моды, навязывает зрителю новую концепцию. Насколько это соответствует действительности?

- Есть такое молодежное движение - "Идущие рядом", так вот то, что происходит сейчас, я назвал бы "строящиеся в ряд". Еще не было призывного звука горна, еще не звучали четкие команды на плацу, но многие из моих коллег и те, кто формирует эту телевизионную экранную картинку, подобно старой полковой кобыле, вспомнив жесткие шпоры и уздечку, начинают гарцевать и шагать в ногу для того, чтобы создать у зрителя иллюзии беспроблемной, легкой жизни.
Более того, уже появились люди, которые точно знают, что надо и чего не надо нашему зрителю. В этом контексте судьба моего сериала представляется мне сложной и драматичной, ибо сегодня сериал для зрителя есть определенного
уровня и глубины телевизионное произведение, сравнимое с дамским романом, который можно открыть на любой странице и читать в транспорте. Из этого ряда "Барон" выпадает категорически - фильм решен в жанре трагедии.

- Осенью в Москве прошел съезд Союза кинематографистов, который обратился с весьма необычным воззванием к коллегам по телевидению. Как вы относитесь к призыву о прекращении растления нации и возвращении к базовым национальным ценностям?

- Этот призыв действительно любопытный знак времени, и у меня возникает масса вопросов. Во-первых, кто определяет эти национальные ценности? Во-вторых, что подразумевается под этим? Уваровская триада: самодержавие, православие, народность? Кто может сформулировать, что ценно, а что не ценно для нашего современника? Кроме всего прочего в этом призыве содержится глубокая бестактность. Ибо советская тире российская интеллигенция по сути своей многонациональна. В нашем кино работают русские
и евреи, молдаване и грузины, армяне и татары. О чьих национальных ценностях идет речь?
Достаточно вспомнить, с какой помпой телевидение, читай - страна, отметило столетие со дня рождения Ивана Пырьева. На меня это произвело впечатление гнетущее, ибо ничего более пошлого в истории великого советского кинематографа не было.

- А мне кажется, что сейчас фильмы этого режиссера воспринимаются исключительно как ретро кино, а некоторые из них как мюзиклы...

- Дело в том, что понятие "пырьевщина" есть синоним пошлости, сталинщины во всем многообразии этого понимания. И то, что телевидение отводит целые рубрики своих передач Пырьеву... Я думаю, что не только мой отец перевернулся в гробу, весь великий советский кинематограф начиная от Эйзенштейна. На полном серьезе, без всякой постмодернистской иронии нас начинают приучать к тому, что эстетика "Кубанских казаков" и "Трактористов" - это достижения отечественного кинематографа!
Поэтому ощущения у меня самые мрачные и печальные. Мне в этом году стукнуло пятьдесят. Я в кинематографе всю жизнь. Я все это уже проходил и все это знаю. И нет силы, которая заставила бы меня пережить это заново.

Инна СВЕЧЕНОВСКАЯ
'Смена' 14 декабря 2001 г.


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.